Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 февраля 2004 г. N А05-6581/03-18
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Кочеровой Л.И. и Малышевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.09.2003 N 05-6581/03-18 (судья Чалбышева И.В.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Аудиторская компания "Норд Вест" (далее - Общество, ЗАО "АК "Норд Вест") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным требования от 27.05.2003 N 17/23/3467 Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция) об уплате 84439 руб. налога на добавленную стоимость, доначисленого за 2002 год по решению от 27.05.2003 N 17-23/9434, принятому по результатам камеральной проверки.
Решением суда от 30.09.2003 требования Общества удовлетворены. Принимая такое решение, суд исходил из наличия вступившего в силу судебного акта - решения Арбитражного суда Архангельской области от 15.08.2003 по делу N 05-6955/03-19, имеющего преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, и которым признано неправомерным применение налоговым органом положений абзаца третьего пункта 5 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и требование Общества отклонить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. В дополнении в кассационной жалобе налоговая инспекция указывает на то, что постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.12.2003 решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.08.2003 по делу N А05-6955/03-19, которое положено в основу оспариваемого по настоящему делу решения суда от 30.09.2003, отменено и подтверждена законность и обоснованность применения налоговым органом в рассматриваемой ситуации положений абзаца третьего пункта 5 статьи 145 НК РФ.
Общество и налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.12.2003 по делу N А05-6955/03-19 установлено следующее.
Решением налоговой инспекции от 21.01.2001 N 15-22/3, принятым в соответствии со статьей 145 НК РФ на основании представленных ЗАО "АК "Норд Вест" документов, Общество освобождено от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, на период с 01.01.2002 по 31.12.2002.
Согласно пункту 4 статьи 145 НК РФ организации, которые использовали право на освобождение, по истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца обязаны представить в налоговые органы:
- документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога и налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала один миллион рублей. В пункте 6 названной статьи приведен перечень документов, подтверждающих в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи наличие права на освобождение (продление срока освобождения). К документам, представляемым организациями, отнесены: выписка из бухгалтерского баланса; выписка из книги продаж; копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур;
- уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.
Последствия неисполнения требования о представлении документов предусмотрены в абзаце третьем пункта 5 статьи 145 НК РФ.
Указано, что в случае, если налогоплательщик не представил документы, перечисленные в пункте 4 статьи 145 НК РФ (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.
При проведении налоговым органом камеральной проверки бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной Обществом 13.03.2003, установлено, что ЗАО "АК "Норд Вест" не исполнило предусмотренную пунктом 4 статьи 145 НК РФ обязанность документально в установленный срок подтвердить правомерность использования в период с 01.01.2002 по 31.12.2002 права на освобождение от обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость.
Общество не представило в срок до 20 января 2003 года в налоговый орган как документы, перечисленные в пункте 6 статьи 145 НК РФ, так и уведомление об отказе от продления использования права на освобождение (Общество решило в 2003 году применять упрощенную систему налогообложения).
В связи с допущенными ЗАО "АК "Норд Вест" нарушениями и на основании положений абзаца третьего пункта 5 статьи 145 НК РФ налоговым органом принято решение от 27.05.2003 N 17-23/9434 о доначислении налога на добавленную стоимость, а также о привлечении организации к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 14891 руб. штрафа. Во исполнение решения Обществу направлено требование об начисленных налоговым органом сумм. Поскольку Общество добровольно штраф не уплатило, налоговый орган обратился в суд с требованием о его принудительном взыскании.
Подтверждая законность решения налогового органа о привлечении Общества к налоговой ответственности на неуплату налога на добавленную стоимость, а, следовательно, и обоснованность доначисления налога на добавленную стоимость, кассационная инстанция исходила из следующего.
Как следует из пункта 5 статьи 145 НК РФ, неблагоприятные последствия в виде восстановления налога на добавленную стоимость и уплаты его в бюджет в установленном порядке наряду с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней установлены:
- за непредставление налогоплательщиком документов, указанных в пункте 4 статьи 145 НК РФ, в подтверждение обоснованности применения в течение 12 месяцев права на освобождение от обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость,
- за представление налогоплательщиком в подтверждение обоснованности применения в течение 12 месяцев права на освобождение от обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость документов, содержащих недостоверные сведения,
- за несоблюдение налогоплательщиком ограничений, установленных пунктом 5 и пунктами 1 и 4 статьи 145 НК РФ.
Каждое из названных нарушений образует самостоятельный состав налогового правонарушения.
В данном случае основанием доначисления налога на добавленную стоимость и привлечения ЗАО "АК "Норд Вест" к налоговой ответственности явилось непредставление налогоплательщиком документов, указанных в пункте 4 статьи 145 НК РФ, в подтверждение обоснованности применения в течение 12 месяцев права на освобождение от обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость, то есть неподтверждение Обществом в установленных порядке и срок обоснованности использования права на освобождение от обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость в течение 12 месяцев (январь-декабрь 2002 года): непредставление в срок до 20.01.2003 года документов, указанных в пункте 4, включая как документы, перечисленные в пункте 6 статьи 145 НК РФ, так и уведомление об отказе от продления использования права на освобождение.
По изложенным основаниям кассационная инстанция подтвердила законность решения налогового органа о доначислении налога и привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Поскольку предметом настоящего спора является признание недействительным требования налогового органа об уплате Обществом налога на добавленную стоимость, доначисленного по решению налогового органа от 27.05.2003 N 17-23/9434, законность которого подтверждена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.12.2003 по делу N А05-6559/03-19, кассационная инстанция считает, что решение суда по настоящему делу подлежит отмене, заявление Общества - отклонению.
Принимая такое решение, кассационная инстанция исходит также из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Статьей 145 НК РФ предусмотрена возможность освобождения организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся в соответствии со статьей 143 НК РФ плательщиками налога на добавленную стоимость, от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость. В этой же статье установлены условия предоставления такого освобождения и его использования, а также порядок подтверждения законности и обоснованности применения названного освобождения.
Таким образом, право на освобождение, предусмотренное статьей 145 НК РФ, соответствует понятию льготы, установленному пунктом 1 статьи 56 НК РФ.
Устанавливая льготу, законодатель одновременно в пункте 5 статьи 145 НК РФ закреплены последствия нарушения установленного порядка использования и подтверждения правомерности применения названной льготы.
Несоблюдение налогоплательщиками указанного порядка является в силу прямого указания в пункте 5 статьи 145 НК РФ основанием лишения права на льготу и применения неблагоприятных последствий такого нарушения, установленных законодателем.
Как указано в статье 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к задачам судопроизводства отнесено, в том числе, формирование уважительного отношения к закону.
В соответствии со статьей 13 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.
Законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов (статья 6 АПК РФ).
Неправильное применение судом норм материального права является в соответствии с пунктом 2 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены решения суда.
Невыполнение налогоплательщиком прямого указания закона, и неприменение судом последствий, установленных этим же законом, не может формировать уважительного отношения к закону.
Принимая во внимание результат рассмотрения кассационной жалобы и в соответствии со статьями 103, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 2 статьи 4 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" с закрытого акционерного общества "Аудиторская компания "Норд Вест"" подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой (1000 руб.) и кассационной (500 руб.) инстанций.
Руководствуясь статьей 286 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.09.2003 по делу N А05-6581/03-18 отменить.
В удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "Аудиторская компания "Норд Вест"" отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Аудиторская компания "Норд Вест"", расположенного по адресу: город Архангельск, проспект Троицкий, дом 106-43 и зарегистрированного мэрией города Архангельска 25.09.2001, регистрационный N 10498, в доход федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 февраля 2004 г. N А05-6581/03-18
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника