Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 февраля 2004 г. N А42-3736/03-17
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Бухарцева С.Н. и Ветошкиной О.В., при участии в судебном заседании представителя Инспекции по городу Мурманску Мурманской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Войтенко Т.В. (доверенность от 18.12.03 N 01/14/39/199715),
рассмотрев 17.02.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по городу Мурманску Мурманской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.10.03 по делу N А42-3736/03-17 (судья Сигаева Т.К.),
установил:
Инспекция по городу Мурманску Мурманской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с предпринимателя Куприной Валентины Николаевны 93 712 руб. 61 коп., в том числе 38 035 руб. 68 коп. недоимки по страховым взносам государственные социальные внебюджетные фонды за 1999 год, 48 069 руб. 79 коп. пеней, а также 7 607 руб. 14 коп. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 10.10.03 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить указанный судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом положений статей 44, 45, 69 и 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Предприниматель Куприна В.Н. о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако в судебное заседание не явилась, в связи с чем жалоба рассмотрена в ее отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Куприна В.Н. зарегистрирована в качестве предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (свидетельство о государственной регистрации от 24.01.2000 N 15188, лист дела 7). На день рассмотрения дела судом первой инстанции статус предпринимателя ответчиком не утрачен (листы дела 42-43). В 1999 году Куприна В.Н. осуществляла предпринимательскую деятельность на основании патента на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности N АН 51 925237 (лист дела 41).
Налоговой инспекцией на основании решения руководителя налогового органа от 26.11.02 N 60/03-23/1530 (лист дела 31) проведена выездная налоговая проверка предпринимателя Куприной В.Н. по вопросам полноты, правильности исчисления и своевременности уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования) за период с 01.01.99 по 31.12.99. По результатам проверки налоговой инспекцией составлен акт от 09.12.02 N 05-23/1155 (листы дела 27-30) и принято решение от 31.12.02 N 70-05-23/1273 о привлечении индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Куприной В.Н. к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде взыскания 7 607 руб. 14 коп. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, а также за 1999 год предпринимателю доначислено 38 035 руб. 68 коп. недоимки по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды и 48 069 руб. 79 коп. пеней (листы дела 22-25). Налоговым органом в адрес предпринимателя направлено требование об уплате налога от 31.12.02 N 70-05-23/97201 и требование об уплате налоговой санкции от 31.12.02 N 70-05-23/97202, которыми ответчику предложено в срок до 17.01.03 уплатить указанные суммы задолженности, пеней и налоговых санкций (листы дела 20-21). Поскольку в добровольном порядке плательщик недоимку, пени и штраф не уплатил, налоговая инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), с 1 января 2001 года осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Таким образом, налоговые органы вправе проводить проверки по вопросам правильности исчисления и уплаты страховых взносов в социальные внебюджетные фонды за периоды до 01.01.2001 с соблюдением требований законодательства о налогах и сборах. На основании указанных норм налоговый орган в пределах предоставленных полномочий при проведении выездной налоговой проверки правомерно установил наличие у предпринимателя недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования.
В соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1, Положением о фондах обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1, ответчик являлся плательщиком страховых взносов в указанные государственные внебюджетные фонды с доходов от предпринимательской деятельности и с доходов, выплачиваемых физическим лицам.
Из материалов дела следует, что предприниматель Куприна В.Н. зарегистрирована в Пенсионном фонде Российской Федерации по Мурманской области с 03.03.95, однако сведений о доходах за 1999 год в фонд не представляла (лист дела 52). В Федеральном и Территориальном фондах обязательного медицинского страхования предприниматель не зарегистрирован (лист дела 39).
В нарушение Федеральных законов от 08.01.98 N 9-ФЗ, 04.01.99 N 1-ФЗ, 20.11.99 N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации на 1998 - 2000 год" предприниматель не уплачивал страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации. Выводы налогового органа по существу полученных доходов и суммам дополнительно начисленных платежей предпринимателем не оспариваются.
Из статьи 8 Закона Российской Федерации от 30.03.99 N 56-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год", пункта 62.3 Инструкции о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.11.94 N 258, а также Положения о Фондах обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1, и Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018, следует, что сроки уплаты страховых взносов в указанные внебюджетные фонды совпадают со сроком уплаты стоимости патента.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ недоимка (задолженность взносов) в Пенсионный фонд Российской Федерации, образовавшаяся на 1 января 2001 года, и соответствующие пени исчисляются и уплачиваются в порядке, действующем до введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации. В 1999 и 2000 годах порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации был установлен письмами Пенсионного фонда Российской Федерации от 04.09.97 N ЕВ-16-11/6508-ИН и от 07.05.98 N ЕВ-16-28/3471.
Обязанность по исчислению взносов, уплачиваемых гражданами-предпринимателями в Пенсионный фонд Российской Федерации, и направлению им уведомлений со сведениями о доходе, исчисленной сумме страхового взноса, и сроках его уплаты возложена на Пенсионный фонд Российской Федерации согласно письмам Пенсионного фонда Российской Федерации от 04.09.97 N ЕВ-16-11/6508-ИН и от 07.05.98 N ЕВ-16-28/3471. Данные письма регулируют, в том числе и случаи привлечения плательщиком к уплате страховых взносов за предшествующие годы, то есть взносов, не уплаченных своевременно, независимо от причин неуплаты.
Таким образом, орган Пенсионного фонда Российской Федерации обязан направить плательщику уведомление о сумме страхового взноса, подлежащего уплате, и сроке уплаты. Затем согласно постановлению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2000 N 72 в случае неуплаты плательщиком страховых взносов в течение 10 дней после установленного законодательством срока уплаты взносов плательщику взносов направляется требование об уплате соответствующей суммы страховых взносов и лишь затем, в случае неисполнения требования, может быть подано исковое заявление в арбитражный суд.
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что налоговая инспекция не представила доказательств направления ответчику органом Пенсионного фонда Российской Федерации уведомлений со сведениями о доходе, исчисленной сумме страховых взносов и сроках их уплаты. Налоговый орган также не направлял предпринимателю соответствующие уведомления по установленной форме в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что органами Пенсионного фонда Российской Федерации и налоговой инспекцией не соблюден вышеуказанный порядок, поэтому не был определен срок уплаты страховых взносов в данный фонд.
Суд первой инстанции также правомерно указал на несоответствие требований от 31.12.02 N 70-05-23/97201, 70-05-23/97202 об уплате недоимок и пеней по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования положениям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (листы дела 20-21). Суд первой инстанции правомерно указал в решении, что в требовании от 31.12.02 N 70-05-23/97201 отсутствует указание на установленный законодательством срок уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и соответственно период, за который начислены пени (лист дела 20), в требовании от 31.12.02 N 70-05-23/97202 об уплате штрафных санкций отсутствует указание на решение налогового органа, вынесенное по результатам проверки (лист дела 21).
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного акта отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.10.03 по делу N А42-3736/03-17 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции по городу Мурманску Мурманской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А.Корпусова |
О.В.Ветошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 февраля 2004 г. N А42-3736/03-17
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника