Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 февраля 2004 г. N А56-28081/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Никитушкиной Л.Л., Кузнецовой Н.Г., при участии от государственного предприятия "Главснаб мэрии Санкт-Петербурга" Буровой М.Л. (доверенность от 16.02.04 N 13) и Шуленковой Н.Н. (доверенность от 08.08.03), рассмотрев 18.02.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.10.03 по делу N А56-28081/03 (судья Бурматова Г.Е.),
установил:
Государственное предприятие "Главснаб мэрии Санкт-Петербурга" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным письма Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 24.07.03 N 15/20982 и об обязании инспекции произвести зачет 2 840 107 руб. излишне уплаченного земельного налога за 2000-2002 годы.
В порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель уточнил требования и просил признать незаконным отказ налоговой инспекции в проведении зачета излишне уплаченного налога, изложенный в письме налогового органа от 24.07.03 N 15/20982, и обязании инспекции зачесть излишне уплаченный земельный налог в сумме 2 478 256, 24 руб.
Решением суда от 13.10.03 требования общества удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инстанция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и отказать предприятию в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, инспекция правомерно отказала заявителю в перерасчете земельного налога, поскольку в соответствии с Федеральными законами о бюджетах на 1999, 2000, 2001 и 2002 годы индексация ставок земельного налога по отношению к 1998 году должна производиться с коэффициентом 4,8 (2x1,2x2), именно в таком порядке, в каком заявитель исчислил и уплатил налог в рассматриваемом периоде на основании первоначально представленных деклараций.
Налоговая инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения спора, представителя для участия в деле не направила, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, предприятие является плательщиком земельного налога в соответствии с временным свидетельством от 30.06.95 N 13.191.511 на земельный участок площадью 53 099 кв. м, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский проспект дом 236. Расчеты и платежи по земельному налогу за 2000-2002 производились заявителем по ставкам, установленным Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21 (далее - Закон N 129-21), с учетом повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о бюджете Российской Федерации на 2000-2002 годы. Считая применение повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами, неправомерным, предприятие сделало перерасчет налога и представило в налоговую инспекцию уточненные налоговые декларации за 2000, 2001, 2002 годы. Согласно уточненным декларациям общая сумма переплаты по земельному налогу составила 2 478 256, 24 руб.
В письме от 24.07.03 N 15/20982 налоговый орган пояснил предприятию, что уточненный расчет налога является неправильным. Ставки земельного налога в 2000-2002 годах, по мнению инспекции, действуют с повышающим коэффициентом к ставке предыдущего года в соответствии с Законами Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год" от 31.12.99 N 227-ФЗ (далее - Закон N 227-ФЗ) и "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.01 N 163-ФЗ, а согласно статье 27 Закона Санкт-Петербурга от 13.12.01 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" (с изменениями от 11.07.02 N 317-27) ставки земельного налога применяются в 2002 году по отношению к 1998 году с коэффициентом 4,8. Следовательно, считает налоговый орган, суммы исчисленного и уплаченного налогоплательщиком налога за 2000-2002 годы по первоначально представленным декларациям являются правильными и пересмотру не подлежат.
Общество, расценив указанное письмо инспекции как ненормативный правовой акт, нарушающий его права и интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое решение налогового органа недействительным и обязал инспекцию провести зачет излишне уплаченных сумм земельного налога.
Статьей 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон N 2118-1) земельный налог отнесен к местным налогам и сборам.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 154-ФЗ) местные налоги устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Вместе с тем, согласно Федеральному закону от 17.03.97 N 55-ФЗ "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения, находящиеся на территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации N 1738-1 "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территорий.
Законом N 129-21 утверждены границы социально-экономических районов Санкт-Петербурга и ставки земельного налога по административным районам и зонам градостроительной ценности территорий. Эти ставки применяются налогоплательщиками с 01.01.99 и законодательными актами Санкт-Петербурга в 2000-2001 годах не менялись.
Статьей 53 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Статьей 18 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год" определено, что ставки земельного налога применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Статьей 12 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год" предусмотрено, что в 2001 году применяются ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году.
Учитывая, что ставки налога, установленные Законом N 129-21 не изменялись, а применение повышающего коэффициента к ставкам земельного налога ограничивается действием федеральных законов о бюджетах в конкретно определенный период времени, то применение повышающих коэффициентов без учета ограничения действия их во времени неправомерно.
Таким образом, в 2001 году коэффициент (1,2), действовавший в 2000 году, не подлежит применению, поскольку Закон Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год" утратил силу, а последующий Закон Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год" не установил повышающих коэффициентов.
Статьей 27 Закона Санкт-Петербурга от 13.12.01 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" (далее - Закон N 818-109) установлено, что с 01.01.02 ставки земельного налога применяются в 2002 году по отношению к 1998 году с коэффициентом "2,688".
После принятия Закона N 818-109 федеральным законодателем произведена корректировка размера индексации ставок земельного налога на 2002 год с "1,12" до "2". В соответствии со статьей 1 Закона N 163-ФЗ ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2", а не "1,12". Аналогичная норма предусмотрена и в статье 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год".
Законом Санкт-Петербурга от 11.07.02 N 314-27 внесены изменения в статью 27 Закона N 818-109: вместо коэффициента "2,688" установлен коэффициент "4,8".
Однако в силу статьи 3 Закона N 1738-1 налоговым периодом по земельному налогу является календарный год. Коэффициент "4,8" повышает размер земельного налога, подлежащего уплате налогоплательщиками за 2002 год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В силу пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Следовательно, статья 27 Закона N 818-109 в редакции Закона N 314-27, устанавливающая на 2002 год повышенный коэффициент "4,8" к ставкам земельного налога, не подлежит применению в 2002 году. Уплата земельного налога в Санкт-Петербурге в 2002 году должна производиться с учетом коэффициента "2,688", предусмотренного статьей 27 Закона N 818-109, вступившего в действие с 01.01.02 в соответствии со статьей 40 названного закона. Увеличение ставок земельного налога произведено субъектом Российской Федерации - Санкт-Петербургом - в пределах полномочий, предоставленных ему пунктом 2 статьи 53 НК РФ.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об излишней уплате предприятием земельного налога за 2000-2002 годы, а следовательно, правомерно удовлетворены требования заявителя. Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.10.03 по делу N А56-28081/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И.Кочерова |
Н.Г.Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 февраля 2004 г. N А56-28081/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника