Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лебедева А.А, судей Белинской С.В, Осиповой Е.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шабловой Елены Анатольевны, Жомовой Светланы Анатольевны к Государственному учреждению - Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенные ФИО1 технических средств реабилитации, по кассационной жалобе Шабловой Елены Анатольевны на решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 25 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 25 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Осиповой Е.М, выслушав возражения представителя Государственного учреждения - Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Цыбулькина С.С, действующего на основании доверенности от 29.12.2021, судебная коллегия
установила:
Шаблова Е.А, Жомова С.А. обратились в суд с иском к Государственному учреждению - Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ - МРО ФСС РФ) о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенные ФИО1 технические средства реабилитации в размере 127 917, 50 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3729 рублей.
В обоснование заявленных требований истцы ссылаются, что 4 декабря 2020 года их отцу ФИО1 была проведена операция по ампутации ноги.
Решением медико-социальной экспертизы от 11 декабря 2020 года ФИО1 признан инвалидом 2 группы и получил индивидуальную программу реабилитации, в соответствии с которой ему назначены технические средства реабилитации.
Исполнителем индивидуальной программы реабилитации определено ГУ - МРО ФСС РФ.
29 декабря 2020 года ФИО7 поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации. При постановке на учет специалистами ГУ - МРО ФСС РФ была разъяснена возможность самостоятельного приобретения технических средств реабилитации с последующим предоставлением платежных документов для решения вопроса об их оплате.
29 декабря 2020 года в ГУ - МРО ФСС РФ предоставлен пакет документов на оплату приобретенных ФИО7 костылей па сумму 1 472, 50 рублей.
3 февраля 2021 года в ГУ - МРО ФСС РФ предоставлен пакет документов на оплату приобретенных ФИО7 остальных технических средств реабилитации на сумму 126 445 рублей.
27 февраля 2021 года ФИО7 умер.
Наследниками ФИО1, принявшими наследство, являются истцы Шаблова Е.А. и Жомова С.А. по 1/2 доли каждой в наследственном имуществе ФИО1
Ответчиком не выплачена компенсация за самостоятельно приобретенные ФИО1 технические средства реабилитации, в связи с чем Шаблова Е.А. и Жомова С.А. обратились в суд с иском.
Решением Октябрьского районного суда города Мурманска от 25 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 25 мая 2022 года, исковые требования удовлетворены частично.
С ГУ - МРО ФСС РФ в пользу Шабловой Е.А. взыскана компенсация за самостоятельно приобретенные ФИО1 технические средства реабилитации в сумме 721, 27 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 42, 05 рубля, а всего 763, 32 рублей.
С ГУ - МРО ФСС РФ в пользу Жомовой С.А. взыскана компенсация за самостоятельно приобретенные ФИО1 технические средства реабилитации в сумме 721, 27 рублей.
В остальной части исковых требований Шабловой Е.А. и Жомовой С.А. - отказано.
В кассационной жалобе Шаблова Е.А. оспаривает законность принятых судебных актов по основаниям несоответствия выводов судов, установленным по делу обстоятельствам, нарушения норм материального и процессуального права.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, руководствуясь статьями 113, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 4 декабря 2020 года ФИО1 проведена операция по ампутации ноги.
Решением медико-социальной экспертизы от 11 декабря 2020 года ФИО1 признан инвалидом 2 группы и получил индивидуальную программу реабилитации, в соответствии с которой ему назначены технические средства реабилитации. Исполнителем индивидуальной программы реабилитации определено Государственное учреждение - Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
ФИО1 поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации 29 декабря 2020 года.
В этот же день, 29 декабря 2020 года в ГУ - МРО ФСС РФ предоставлен пакет документов на оплату приобретенных ФИО1 костылей на сумму 1 472, 50 рублей.
3 февраля 2021 года в ГУ - МРО ФСС РФ предоставлен пакет документов на оплату приобретенных ФИО7 остальных технических средств реабилитация на сумму 126 445 рублей.
27 февраля 2021 года ФИО1 умер.
К дате смерти компенсация за самостоятельно приобретенные ФИО1 средства реабилитации не назначена.
Наследниками ФИО1, принявшими наследство, являются Шаблова Е.А. и Жомова С.А. по 1/2 доли каждой в наследственном имуществе ФИО1
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 39 Конституции Российской Федерации, нормами Федерального закона 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 201 1 года N 57н, статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункте 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенные ФИО1 технические средства реабилитации в сумме 721, 27 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 42, 05 рубля.
При этом суд отказал во взыскании с ГУ - МРО ФСС РФ в пользу в пользу Шабловой Е.А. и Жомовой С.А. компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации в размере в сумме 126 445 рублей, поскольку до истечения месячного срока, в течение которого территориальный орган должен был принять решение о выплате компенсации, ФИО1 умер.
Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда с его выводами согласилась, не усмотрев оснований для отмены или изменения.
Выводы судов требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту также Федеральный закон N 181-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно статье 11 Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Согласно части 6 статьи 11 вышеуказанного Федерального закона, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду, либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.
В соответствии с данным Порядком компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации, но не более стоимости технического средства, предоставляемого уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющимся аналогичным техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет, с учетом классификации в рамках федерального перечня.
В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации и (или) оказание услуги (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о котором располагается на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: http//:www.zakupki.gov.ru, проведенного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с вышеназванными нормами действующего законодательства Российской Федерации обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется Фондом за счет средств из федерального бюджета. При этом объем средств на реализацию мер социальной поддержки для льготной категории граждан предусматривается в федеральном законе о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий календарный год. Соответственно Фонд осуществляет полномочия по обеспечению граждан льготной категории техническими средствами реабилитации в пределах лимитов бюджетных обязательств, то есть обязательств, подлежащих исполнению в текущем финансовом году.
Обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации является социальной гарантией государства и входит в расходную составляющую федерального бюджета, в связи с чем, должно осуществляться с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Иной подход означал бы неравенство прав по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалидов способных приобрести такие средства за свой счет, по сравнению с теми, у которых такая возможность отсутствует (статьи 6, 19 Конституции Российской Федерации).
Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации (пункт 6 Порядка).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 сентября 2014 г. N 657н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в соответствии с пунктом 19 которого выплата компенсации, предусмотренной подпунктом "г" пункта 14 Регламента, осуществляется территориальным органом Фонда в месячный срок с даты принятия решения о ее выплате, которое принимается территориальным органом Фонда в течение 30 дней со дня подачи заявления в части выплаты компенсации и документов, указанных в пунктах 22 и 25 Регламента.
Согласно разъяснения, содержащегося в пункте 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" процессуальное правопреемство по требованиям об установлении и выплате в надлежащем размере денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, не допускается.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", учитывая, что в силу части второй статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, не входит в состав наследства, его наследники вправе обращаться с самостоятельными исками в суд либо вступать в процесс в порядке процессуального правопреемства (статья 44 ГПК РФ) лишь по требованиям о взыскании фактически начисленных потерпевшему в счет возмещения вреда, но не выплаченных ему при жизни сумм.
В силу статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.
В соответствии со статьей 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации, право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.
При отсутствии лиц, имеющих на основании пункта 1 настоящей статьи право на получение сумм, не выплаченных наследодателю, или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм в установленный срок соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом.
Руководствуясь вышеприведенными нормами права, установив, что право ФИО1 на компенсацию расходов инвалида за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации неразрывно связано с личностью наследодателя, и что ФИО8 при жизни не были начислены указанные денежные суммы, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно пришли к выводу, что в силу положений статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации заявленные суммы не входят в состав наследственного имущества и не подлежат взысканию.
Доводы кассационной жалобы Шабловой Е.А. повторяют ее правовую позицию, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают, в связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 25 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 25 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.