Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Кудряшова В.К, Щербаковой Ю.А.
при секретаре Сахарове Р.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1051/2022 по административному исковому заявлению Надеждина Бориса Борисовича об отмене решения окружной избирательной комиссии Воскресенского одномандатного избирательного округа N 2 от 10 сентября 2022 года N 14/1 "О доверенном лице зарегистрированного кандидата в депутаты Московской областной Думы по Воскресенскому одномандатному избирательному округу N 2 Рудакова Сергея Викторовича", возложении обязанности выдать удостоверение
по апелляционной жалобе Надеждина Бориса Борисовича на решение Московского областного суда от 13 сентября 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К, объяснения административного истца Надеждина Б.Б. и его представителя Тамурки А.В, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя окружной избирательной комиссии Воскресенского одномандатного избирательного округа N 2 Загороднего А.О, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Смирновой М.В, полагавшей об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия по административным делам
установила:
решением Избирательной комиссии Московской области от 10 июня 2022 года N 11/92-7 "О назначении дополнительных выборов депутата Московской областной Думы по Воскресенскому одномандатному избирательному округу N 2" назначены дополнительные выборы депутата Московской областной Думы по Воскресенскому одномандатному избирательному округу N 2 на 11 сентября 2022 года.
Решением окружной избирательной комиссии Воскресенского одномандатного избирательного округа N 2 (далее также - окружная избирательная комиссия) от 21 июля 2022 года N 10/2 кандидатом в депутаты Московской областной Думы по Воскресенскому одномандатному округу N 2 зарегистрирован Рудаков С.В.
10 августа 2022 года окружной избирательной комиссией принято решение N 13/4 о регистрации Надеждина Б.Б. доверенным лицом кандидата в депутаты Московской областной Думы по Воскресенскому одномандатному избирательному округу N 2 ФИО12
Решением окружной избирательной комиссии от 10 сентября 2022 года N 14/1 "О доверенном лице зарегистрированного кандидата в депутаты Московской областной Думы по Воскресенскому одномандатному избирательному округу N 2 ФИО19" аннулирована регистрация и удостоверение N 1 доверенного лица Надеждина Б.Б. зарегистрированного кандидата в депутаты Московской областной Думы по Воскресенскому одномандатному избирательному округу N 2 ФИО13 (далее - Решение N 14/1).
Надеждин Б.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене вышеназванного Решения N 14/1, указывая на его незаконность, поскольку принято за пределами полномочий окружной избирательной комиссии. В силу положений статьи 45 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" окружная избирательная комиссия не имела права отменить свое же решение. Административный истец является депутатом Совета депутатов городского округа Долгопрудный Московской области на непостоянной основе, в связи с этим ограничения, указанные в части 2 статьи 31 Закона Московской области "О выборах депутатов Московской областной Думы", на него не распространяются. Действия административного ответчика нарушают его права быть доверенным лицом кандидата, осуществлять деятельность, направленную на его избрание, а также присутствовать при подсчете голосов и определении результатов выборов.
Решением Московского областного суда от 13 сентября 2022 года в удовлетворении административного искового заявления Надеждина Б.Б. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение Московского областного суда от 13 сентября 2022 года отменить, принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Считает, что должностное положение депутата Совета депутатов городского округа Долгопрудный Надеждина Б.Б. не могло оказать влияние на избирательную кампанию, проходящую в Воскресенском округе. Указывает на то, что для лиц, являющихся муниципальными служащими, предусмотрена возможность осуществлять свои полномочия в качестве доверенных лиц кандидата в избирательной кампании при условии представления в соответствующую избирательную комиссию приказа об освобождении от исполнения служебных обязанностей, что нарушает принцип равенства участников избирательного процесса в отношении депутатов муниципального образования, действующего на непостоянной основе. Считает ошибочной ссылку суда первой инстанции на законодательство о статусе депутата Московской областной Думы, поскольку административный истец является депутатом представительного органа местного самоуправления. Суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права, необоснованно отказал ФИО10 во вступлении в дело в качестве соистца, несмотря на очевидное нарушение его избирательных прав.
Относительно доводов апелляционной жалобы Избирательной комиссией Московской области, окружной избирательной комиссией и прокуратурой Московской области представлены возражения об их несостоятельности и законности обжалуемого судебного постановления.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ФИО2 и представитель Избирательной комиссии Московской области не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений, выслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, заключение прокурора, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона N 67-ФЗ избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.
В силу пункта 8 статьи 25 Федерального закона N 67-ФЗ окружная избирательная комиссия осуществляет контроль на территории избирательного округа за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации, а также рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения, осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.
Согласно положениям частей 1 - 2 статьи 43 Федерального закона N 67-ФЗ кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов, список кандидатов, вправе назначить доверенных лиц. Регистрация доверенных лиц осуществляется избирательной комиссией в течение пяти дней со дня поступления письменного заявления кандидата (представления избирательного объединения) о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами. Доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий. Государственные и муниципальные служащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период исполнения полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица, являющегося государственным или муниципальным служащим, осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию приказа об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска).
Полномочия доверенных лиц прекращаются по решению кандидата, избирательного объединения либо вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом или с утратой статуса кандидатами, включенными в список кандидатов, который выдвинут избирательным объединением, назначившим этих доверенных лиц (часть 4 статьи 43 Федерального закона N 67-ФЗ).
Частью 2 статьи 31 Закона Московской области от 6 июня 2011 года N 79/2011-03 "О выборах депутатов Московской областной Думы" (далее - Закон Московской области от 6 июня 2011 года N 79/2011-03) установлено, что доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий. Государственные и муниципальные служащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период исполнения полномочий доверенного лица.
В соответствии с абзацем двадцатым части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) депутат, член выборного органа местного самоуправления отнесены к лицам, замещающим муниципальную должность.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации депутаты органов местного самоуправления замещают выборные муниципальные должности.
Из материалов дела следует, что ФИО2 решением окружной избирательной комиссии от 21 июля 2022 года N 10/2 зарегистрирован кандидатом в депутаты Московской областной Думы по Воскресенскому одномандатному избирательному округу N 2 от объединения "Региональное отделение Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду" в Московской области.
8 августа 2022 года в окружную избирательную комиссию поступило заявление Надеждина Б.Б. о даче согласия быть доверенным лицом кандидата в депутаты Московской области по Воскресенскому одномандатному избирательному округу N 2 ФИО14 В заявлении Надеждин Б.Б. указал сведения о месте работы - "Фонд "Институт региональных проектов и законодательства", должность - "Президент".
ДД.ММ.ГГГГ в окружную избирательную комиссию поступило заявление кандидата в депутаты Московской областной Думы по Воскресенскому одномандатному избирательному округу N 2 ФИО15 о назначении своим доверенным лицом при проведении дополнительных выборов депутата Московской областной Думы по Воскресенскому одномандатному избирательному округу N 2 Надеждина Б.Б. В заявлении указано место работы Надеждина Б.Б. - "Фонд "Институт региональных проектов и законодательства", должность - "Президент".
Решением окружной избирательной комиссии от 10 августа 2022 года N 13/4 Надеждин Б.Б. зарегистрирован в качестве доверенного лица кандидата в депутаты Московской областной Думы по Воскресенскому одномандатному избирательному округу N 2 ФИО16, доверенному лицу выдано удостоверение установленного образца.
Как следует из материалов дела, Надеждин Б.Б. является депутатом Совета депутатов городского округа Долгопрудный Московской области по многомандатному округу N 2, осуществляет свои полномочия на непостоянной основе с сентября 2019 года.
Решением окружной избирательной комиссии от 10 сентября 2022 года N 14/1 аннулирована регистрация и удостоверение N Надеждина Б.Б. - доверенного лица зарегистрированного кандидата в депутаты Московской областной Думы по Воскресенскому одномандатному избирательному округу N 2 ФИО17; решение окружной избирательной комиссии от 10 августа 2022 года N 13/4 признано утратившим силу.
Принимая вышеуказанное решение, окружная избирательная комиссия установила, что Надеждин Б.Б. является избранным депутатом Совета депутатов городского округа Долгопрудный Московской области и в силу положений статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ и статьи 31 Закона Московской области от 6 июня 2011 года N 79/2011-03 не может быть доверенным лицом зарегистрированного кандидата в депутаты Московской областной Думы.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления Надеждина Б.Б, суд первой инстанции исходил из того, что положения пункта 2 статьи 43 Федерального закона N 67-ФЗ и части 2 статьи 31 Закона Московской области от 6 июня 2011 года N 79/2011-03 содержат прямой запрет лицам, замещающим выборные муниципальные должности (к числу которых относятся и депутаты органов местного самоуправления), быть доверенным лицом кандидата в депутаты Московской областной Думы.
То обстоятельство, что Надеждин Б.Б. является депутатом в другом муниципальном образовании, где осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения окружной избирательной комиссии, поскольку положения вышеназванных законодательных актов не содержат каких-либо исключений для депутатов в зависимости от вышеуказанных обстоятельств.
Судом установлено, что следует из протокола окружной избирательной комиссии о результатах выборов по одномандатному избирательному округу N 2 от 12 сентября 2022 года, ФИО2 принимал участие в выборах депутата Московской областной Думы, назначенных на 11 сентября 2022 года, эти выборы решением окружной избирательной комиссии от 12 сентября 2022 года N 15/1 "О результатах дополнительных выборов депутата Московской областной Думы по Воскресенскому одномандатному избирательному округу N 2" признаны состоявшимися и действительными, избранным депутатом Московской областной Думы по Воскресенскому одномандатному избирательному округу N 2 признана ФИО8
В связи с этим суд также пришел к выводу, что аннулирование регистрации доверенного лица Надеждина Б.Б. не лишило ФИО18 как кандидата в депутаты права на участие в выборах.
Довод апелляционной жалобы о необоснованном отказе ФИО11 во вступлении в дело в качестве соистца не может быть основанием к отмене решения суда, поскольку ФИО2 решение суда не обжалуется. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25 октября 2018 года N 2554-О, доверенные лица кандидатов вправе обращаться в суд с заявлениями за защитой своих нарушенных избирательных прав, которыми они наделены избирательным законодательством, но права обращаться в суд в защиту избирательных прав кандидатов им не предоставлено.
Судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом правильно.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, в рамках контроля за соблюдением избирательного процесса решение окружной избирательной комиссии об аннулировании регистрации доверенного лица Надеждина Б.Б. принято в пределах полномочий данной комиссии и не противоречит положениям статей 20 и 25 Федерального закона N 67-ФЗ.
Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения Московского областного суда, им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного, принятое по делу решение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского областного суда от 13 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Надеждина Бориса Борисовича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.