Кассационный военный суд в составе председательствующего Иванова В.В., судей Гусейнова Т.Г. и Шпакова С.П., при секретаре судебного заседания Куропаткине Р.А. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-21/2022 по кассационной жалобе представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны) - Петренко Валентина Владимировича на решение Ульяновского гарнизонного военного суда от 9 марта 2022 г. и апелляционное определение Центрального окружного военного суда от 7 июля 2022 г. по административному иску бывшего военнослужащего войсковой части N 1. "звание" Винтерголлера Романа Анатольевича об оспаривании действий Минобороны и федерального государственного казенного учреждения " "данные изъяты"" Минобороны России (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанных с определением размера дохода от инвестирования средств для формирования накоплений участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).
Заслушав доклад судьи Гусейнова Т.Г, изложившего установленные обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, представителя административного истца Захарова А.П, возражавшего против удовлетворения жалобы, кассационный военный суд
установил:
решением Ульяновского гарнизонного военного суда от 9 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением Центрального окружного военного суда от 7 июля 2022 г, вышеуказанные требования административного искового заявления Винтерголлера Р.А. удовлетворены частично.
Суд признал незаконными действия Минобороны, связанные с несвоевременным включением административного истца в реестр участников НИС и возложил на ФГКУ "Росвоенипотека" обязанность по учету на именном накопительном счете (далее - ИНС) Винтерголлера Р.А. дохода от инвестирования накоплений за период с 28 января 2014 г. по дату открытия его ИНС в размере "данные изъяты" за счет средств распределяемого инвестиционного дохода. В удовлетворении требования Винтерголлера Р.А. об учете на его ИНС участника НИС дохода от инвестирования в большей сумме отказано.
Кроме того, суд взыскал с Минобороны в пользу административного истца судебные расходы в размере 300 руб, связанные с уплатой государственной пошлины.
В поданной 24 октября 2022 г. кассационной жалобе представитель административного ответчика Петренко В.В. просит судебные акты отменить ввиду нарушения судами норм материального и процессуального права, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований административного иска.
В обоснование жалобы он, ссылаясь на нормы законодательства, регулирующие обеспечение жилыми помещениями военнослужащих посредством НИС, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что Минобороны каких-либо действий, повлекших нарушение прав Винтерголлера Р.А, не совершало, поскольку обязанность по подготовке и направлению в регистрирующий орган документов на включение в реестр участников НИС возложена на должностных лиц воинской части по месту службы административного истца, которые к участию в деле судами не привлекались.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Кроме того, судебный акт подлежит безусловной отмене в случаях, указанных в ч. 1 ст. 310 того же Кодекса.
Такие основания по данному делу имеются, поскольку судами при рассмотрении административно дела допущены нарушения норм материального права.
На основании п. 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и являющимся участниками НИС, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из положений п. 6 ст. 3, ч. 1 ст. 4, ч. 1, 4-6 ст. 5 и п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФЗ "О НИС"), реализация права на жилище участниками НИС осуществляется посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на ИНС участников и последующего использования этих накоплений.
Накопления для жилищного обеспечения - это совокупность средств, включающая в себя: накопительные взносы, учтенные на ИНС участников; доходы от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям уполномоченным федеральным органом в соответствии с Законом, и средства, поступившие в уполномоченный федеральный орган по иным предусмотренным Законом основаниям. Накопления для жилищного обеспечения формируются за счет указанных источников. Участник НИС имеет право использовать их в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
Учет накопительных взносов на ИНС участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Учет накопительных взносов на ИНС участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается со дня закрытия этого счета. Учет доходов от инвестирования на ИНС участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
В силу п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчет суммы дохода от инвестирования указанных средств, определенного на последний день отчетного квартала.
Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее тридцатого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
В соответствии с частями 2-3 ст. 329 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 21 мая 2008 г. Винтерголлер Р.А. заключил с Минобороны в лице командира войсковой части N 2. первый контракт о прохождении военной службы в Вооруженных силах Российской Федерации сроком на три года, приказом этого же командира воинской части от 30 декабря 2008 г. ему присвоено воинское звание "звание".
29 ноября 2010 г. Винтерголлер Р.А. заключил второй контракт о прохождении военной службы сроком на три года.
Приказом командующего войсками "данные изъяты" от 20 сентября 2013 г. N 232-кс Винтерголлер Р.А. уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы - подп. "б", п. 1, ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
28 января 2014 г. Винтерголлер Р.А. заключил с Минобороны в лице командира войсковой части N 3. новый контракт о прохождении военной службы в Вооруженных силах Российской Федерации сроком на три года, 28 января 2017 г. - сроком на три года, а 28 января 2020 г. - сроком на пять лет.
Приказом начальника "данные изъяты" от 30 ноября 2020 г. N 126 Винтерголлер Р.А. досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями - подп. "а", п. 2, ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
28 февраля 2013 г. Винтерголлер Р.А. включен в реестр участников НИС с датой основания для включения - 5 июня 2012 г, а 26 ноября 2019 г. исключен из указанного реестра с датой основания для исключения - 15 ноября 2013 г.
13 мая 2021 г. административный истец повторно включен в реестр участников НИС с датой возникновения основания для включения - 28 января 2014 г.
При этом учет накоплений для жилищного обеспечения за период с даты возникновения основания для включения в реестр участников НИС (28 января 2014 г.) до момента открытия этого счета (13 мая 2021 г.) был произведен с нарушением требований закона, которое повлекло, в том числе нарушение права административного истца на учет дохода от инвестирования накоплений за указанный период.
Разрешая при установленных обстоятельствах данное дело и учитывая информацию ФГКУ "Росвоенипотека" о средствах, учтенных на ИНС участников НИС по состоянию на 1 июня 2021 г, суды пришли к выводу, что права административного истца на учет упущенного дохода от инвестирования накоплений нарушены Минобороны и подлежат восстановлению посредством учета на его ИНС инвестиционного дохода в размере "данные изъяты" поскольку именно на такой размер денежных средств он имел право в случае своевременного включения в реестр участников НИС. При этом суды не установили конкретных должностных лиц, чьи действия повлекли указанные последствия, а также оставили без внимания факт несвоевременного исключения Винтерголлера Р.А. в ноябре 2019 г. из реестра НИС.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций не установив конкретных должностных лиц, чьи действия повлекли нарушения прав административного лица, пришли к преждевременному выводу о виновности в этих нарушениях исключительно Минобороны.
Кроме того, суды в целях восстановления нарушенных прав административного истца обязали ФГКУ "Росвоенипотека" произвести учет упущенного дохода от инвестирования накоплений в размере "данные изъяты" за счет средств общего распределяемого инвестиционного дохода.
Данный вывод судами мотивирован тем, что в силу ст. 161, 162, 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения имеют иной источник происхождения и не связанны с ассигнованиями федерального бюджета, рассчитываются ФГКУ "Росвоенипотека" в пределах доведенных бюджетных ассигнований, от таких накоплений, которые фактически переданы в доверительное управление, а их определение за счет бюджетных средств ограничивается полномочиями указанного учреждения в качестве получателя средств федерального бюджета только по нормативным публичным обязательствам.
Вместе с тем такой вывод является ошибочным.
В соответствии со ст. 1 БК РФ этим Кодексом регулируются правоотношения между субъектами этих правоотношений в процессе составления проектов бюджетов, их утверждения, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней.
Физические лица в перечне участников бюджетного процесса, приведенном в ст. 152 БК РФ, не указаны, они таковыми не являются, в этой связи нормы БК РФ к правоотношениям, в которых одной из сторон выступают граждане, не применимы.
Таким образом, право Винтерголлера Р.А. на получение инвестиционного дохода от накоплений, предусмотренное положениями ФЗ "О статусе военнослужащих", ФЗ "О НИС" и Правил формирования и ведения реестра участников НИС накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89, не может быть поставлено в зависимость от распределения бюджетных средств, предусмотренных на реализацию в Минобороны мероприятий по обеспечению таким доходом.
В силу ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Реализация этого права не должно нарушать права и свободы других лиц и может быть ограничено федеральным законом, но лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Однако эти положения при определении способа восстановления нарушенных прав административного истца - за счет средств общего распределяемого инвестиционного дохода - не учтены.
Кроме того, принятыми судебными актами затрагиваются права и законные интересы неопределенного круга участников НИС - получателей инвестиционного дохода, за счет которого в обжалованных судебных постановлениях фактически предписано восстановление нарушенных прав административного истца.
При таких обстоятельствах доводы автора кассационной жалобы являются небезосновательными и заслуживающими внимания, а решение Ульяновского гарнизонного военного суда от 9 марта 2022 г. и апелляционное определение Центрального окружного военного суда от 7 июля 2022 г. не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем подлежат отмене на основании ч. 2 ст. 328 КАС Российской Федерации, а административное дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку согласно п. 3 ч. 3 ст. 135 КАС Российской Федерации вопрос о составе лиц, участвующих в деле, решается судом, начиная со стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Эти процессуальные действия и решения, а также вопросы надлежащего определения обстоятельств, подлежащих доказыванию, и установления этих обстоятельств с соблюдением требований норм процессуального права, к компетенции суда кассационной инстанции не относится.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального и процессуального права, определив состав участвующих в деле лиц и обстоятельства, подлежащие доказыванию, и установив эти обстоятельства с необходимой степенью достоверности.
Руководствуясь ст. 177, 327, ч. 2 ст. 328, п. 2 ч. 1 ст. 329 и ст. 330 КАС Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение Ульяновского гарнизонного военного суда от 9 марта 2022 г. и апелляционное определение Центрального окружного военного суда от 7 июля 2022 г, принятые по административному иску Винтерголлера Романа Анатольевича, отменить.
Данное дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Ульяновский гарнизонный военный суд в ином составе судей.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке гл. 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 декабря 2022 г.
Председательствующий: В.В. Иванов
Судьи: Т.Г. Гусейнов
С.П. Шпаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.