Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление исполняющего обязанности прокурора Хабаровского края Лубенца С.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 25 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению исполняющего обязанности Бикинского городского прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края, муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство Бикинского муниципального района" о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
исполняющий обязанности Бикинского городского прокурора, действующий в интересах неопределённого круга лиц, в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) обратился в Бикинский городской суд Хабаровского края с исковым заявлением к администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация), муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство Бикинского муниципального района" (далее - МУП "ЖКХ"), в котором просил: возложить на административных ответчиков обязанность провести техническое обследование централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с Требованиями к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утверждёнными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 августа 2014 года N 437/пр (далее - Требования к проведению технического обследования).
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что на основании распоряжения администрации Бикинского муниципального района от 21 июля 2017 года N 682-р о передаче имущества в хозяйственное ведение и в соответствии с актом приёма-передачи от 24 июля 2017 года за МУП "ЖКХ" на праве хозяйственного ведения закреплено следующее муниципальное имущество:
- водопроводные сети, расположенные по адресу: Хабаровский край, Бикинский район, с. Лермонтовка, Восточный городок, ул. Ключевая, Южный городок, ул. Северная;
- сети канализационный, расположенные по адресу: Хабаровский край, Бикинский район, с. Лермонтовка, Восточный городок, ул. Ключевая, Южный городок, ул. Северная, ул. Поселковая.
Административными ответчиками техническое обследование указанных сетей водоснабжения и водоотведения не проведено, что не даёт возможности установить их актуальное техническое состояние, процент их износа, спланировать объём и сроки проведения ремонтных работ данных сетей либо их реконструкции.
8 апреля 2021 года городским прокурором главе Администрации Королеву С.А. вносилось представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого необходимых мер к организации и проведению технического обследования водопроводной и канализационной сетей в с. Лермонтовка Бикинского муниципального района Хабаровского края принято не было. По состоянию на момент обращения Бикинского городского прокурора в суд (на 27 августа 2021 года) такое техническое обследование не проведено.
Определением от 26 ноября 2021 года, вынесенным в порядке части 3 статьи 33.1 ГПК РФ, Бикинский городской суд Хабаровского края перешёл к рассмотрению дела в порядке административного судопроизводства.
Решением Бикинского городского суда Хабаровского края от 26 ноября 2021 года административное исковое заявление прокурора было удовлетворено: на Администрацию и МУП "ЖКХ" возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу провести техническое обследование централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с Требования к проведению технического обследования.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 25 февраля 2022 года решение Бикинского городского суда Хабаровского края от 26 ноября 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым административные исковые требования Бикинского городского прокурора Хабаровского края к Администрации и МУП "ЖКХ" о возложении обязанности оставлены без удовлетворения.
16 сентября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступило кассационное представление исполняющего обязанности прокурора Хабаровского края Лубенца С.В, поданное 25 августа 2022 года через Бикинский городской суд Хабаровского края, в котором ставится вопрос об отмене апелляционного определения в связи с несоответствием выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Помимо прокурора, представители иных участвующих в деле лиц, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
По результатам рассмотрения кассационного представления с административным делом судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судом апелляционной инстанции были допущены такого рода нарушения.
Исходя из положений статей 21, 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1), при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209, статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации права от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Исходя из содержания пункта 4 части 1, части 3, части 4 статьи 14
Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ организация водоснабжения населения, водоотведения на территориях сельских поселений относится к вопросам местного значения соответствующего муниципального района.
В силу пункта 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ).
В свою очередь, пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ определено, что к числу целей, на достижение которых направлена государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, относятся: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путём обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счёт повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположены сельские поселения, относится, в том числе, принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1 части 1, часть 1.1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ).
Собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должны принимать меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ).
Подпунктом "г" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (абзац 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
Цели проведения технических обследований централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения определены в частях 1 и 2 статьи 37 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ, к их числу в числе прочего отнесено определение технических характеристик соответствующих сетей.
В силу части 3 статьи 37 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ техническое обследование проводится организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированной организации. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, информирует органы местного самоуправления о датах начала и окончания проведения технического обследования, ходе его проведения. По решению органов местного самоуправления к проведению технического обследования могут привлекаться представители органов местного самоуправления.
Результаты технического обследования подлежат согласованию с органом местного самоуправления (часть 4 статьи 37 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 37 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ требования к проведению технического обследования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 августа 2014 года N 437/пр утверждены Требования к проведению технического обследования.
Частью 6 статьи 37 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ, пунктом 4 Требований к проведению технического обследования установлено, что обязательное техническое обследование проводится один раз в течение долгосрочного периода регулирования, но не реже одного раза в пять лет.
В соответствии с пунктом 10 Требований к проведению технического обследования состав работ по техническому обследованию включает в себя: камеральное обследование (подпункт "а"); техническую инвентаризацию имущества, включая натурное, визуально-измерительное обследование и инструментальное обследование объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (подпункт "б"); определение технико-экономической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения (подпункт "в").
По итогам завершения технического обследования составляется акт технического обследования, содержащий результаты проведенного технического обследования, подписываемый уполномоченным лицом организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение (пункт 30 Требований к проведению технического обследования).
Согласование акта осуществляется путём его подписания уполномоченным представителем органа местного самоуправления, принимавшего участие в проведении технического обследования в соответствии с настоящими Требованиями к проведению технического обследования (пункт 36 Требований к проведению технического обследования).
Основанием для отказа в согласовании акта является выявление несоответствия акта положениям пункта 30 Требований к проведению технического обследования или порядку проведения и (или) результатам технического обследования (пункт 35 Требований к проведению технического обследования).
Как следует из материалов настоящего административного дела, находящиеся в собственности муниципального образования Бикинский муниципальный район Хабаровского края водопроводные сети с кадастровым номером 27:03:0000000:320, расположенные по адресу: Хабаровский край, Бикинский район, с. Лермонтовка, Восточный городок, ул. Ключевая, Южный городок, ул. Северная, а также сети канализации с кадастровым номером 27:03:0000000:319, расположенные по адресу: Хабаровский край, Бикинский район, с. Лермонтовка, Восточный городок, ул. Ключевая, Южный городок, ул. Северная, ул. Поселковая, на основании распоряжения Администрации от 21 июля 2017 года N 682-р переданы в хозяйственное ведение МУП "ЖКХ".
В ходе проверки, проведённой Бикинской городской прокуратурой, было установлено, что в нарушение требований действующего законодательства о водоснабжении и водоотведении обязательное техническое обследование указанных выше сетей не проводилось, что создаёт угрозу возникновения чрезвычайный ситуаций и, как следствие, угрозу нарушения прав жителей с. Лермонтовка Бикинского района Хабаровского края.
По данному факту Бикинским городским прокурором на имя главы Администрации Королева С.А. 8 апреля 2021 года в порядке статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 внесено представление N 2-07-2021 об устранении нарушений федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого письмом от 21 мая 2021 года N 01-21-1927 за подписью первого заместителя главы Администрации Демидова А.В. прокурору сообщалось, что в адрес МУП "ЖКХ" Администрацией 11 мая 2021 года направлено письмо о необходимости в срок до 1 августа 2021 года провести техническое обследование централизованных систем водоснабжения и водоотведения, расположенных в Лермонтовском сельском поселении.
Поскольку по состоянию на 27 августа 2021 года техническое обследование соответствующих сетей проведено не было, исполняющий обязанности Бикинского городского прокурора обратился в суд с административным исковым заявлением о возложении на Администрацию и МУП "ЖКХ" обязанности провести такое техническое обследование в соответствии с Требованиями к проведению технического обследования.
В ходе рассмотрения административного дела в суде первой инстанции со стороны административных ответчиков были представлены копии актов технического обследования централизованной системы водоотведения с. Лермонтовка и централизованной системы холодного водоснабжения с. Лермонтовка, утверждённые директором МУП "ЖКХ" и согласованные с Администрацией 30 сентября и 1 октября 2021 года соответственно.
Удовлетворяя заявленные прокурором административные исковые требования, Бикинский городской суд Хабаровского края, проанализировав положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ, Требований к проведению технического обследования, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении, что административными ответчиками в установленном действующем законодательством порядке фактически не проведено техническое обследования централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, расположенных в с. Лермонтовка Бикинского муниципального района Хабаровского края. Представленные МУП "ЖКХ" и Администрацией акты технического обследования от 30 сентября 2021 года и от 1 октября 2021 года составлены с нарушением Требований к проведению технического обследования.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления прокурора, судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда указала в апелляционном определении, что со стороны административных ответчиков не было допущено незаконного бездействия, поскольку МУП "ЖКХ" проведено техническое обследование указанных в административном исковом заявлении сетей водоснабжения и водоотведения. Составленные по результатам такого обследования акты от 30 сентября и 1 октября 2021 года были согласованы Администрацией. То обстоятельство, что данные акты технического обследования не в полной мере соответствуют предъявляемым к ним требованиям, основанием для удовлетворения административного искового заявления являться не может, поскольку прокурор в рамках настоящего административного дела не оспаривал их содержание и выводы данных актов.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с апелляционным определением по следующим основаниям.
В своём административном исковом заявлении исполняющий обязанности Бикинского городского прокурора указывал на необходимость возложения на Администрацию и МУП "ЖКХ" обязанности провести техническое обследование централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, расположенных в с. Лермонтовка Бикинского муниципального района Хабаровского края, в соответствии с Требованиями к проведению технического обследования.
Исходя из заявленных прокурором предмета и оснований административных исковых требований, суд первой инстанции обоснованно оценил проведённое МУП "ЖКХ" обследование и представленные со стороны административных ответчиков акты технических обследований от 30 сентября и 1 октября 2021 года на предмет их соответствия Требованиям к проведению технического обследования.
Так, Бикинский городской суд Хабаровского края указал в решении, что в нарушение пункта 14 Требований к проведению технического обследования по результатам технического обследования объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения не установлены: дата ввода объектов в эксплуатацию; материал конкретных участков (с указанием их протяжённости); диаметр трубопроводов, их фактическое состояние, процент износа; расчётные и фактические параметры давления и пропускной способности; сведения об аварийности объектов; информация о проведении аварийных и ремонтных работ с указанием точных мест проведения (адресов) выполнения таких работ, их фактических объемах, результатов проведенных работ (влияние результатов работ на функционирование систем).
При проведении обследования допущены нарушения пункта 15 Требований к проведению технического обследования, которые выразились: в отсутствии плана технического обследования; в непроведении натурного обследование месторасположения объекта; в неопределение основных технических параметров (диаметр, материал, типоразмеры); в непроведении визуально-измерительного обследования.
Не определены конкретные проценты износа объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на дату обследования (пункт 18 Требований к проведению технического обследования).
В нарушение пункта 20 Требований к проведению технического обследования технико-экономическая эффективность объектов водоснабжения и водоотведения не определялась в сопоставлении с технико-экономическими характеристиками лучших отраслевых аналогов.
Кроме того, сами акты технических обследований от 30 сентября и 1 октября 2021 года по своему содержанию не соответствовали требованиями пункта 30 Требований к проведению технического обследования.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что административные ответчики не провели техническое обследование централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, расположенных в с. Лермонтовка Бикинского муниципального района Хабаровского края, в соответствии с Требованиями к проведению технического обследования.
В связи с этим судебная коллегия суда кассационной инстанции считает верным решение Бикинского городского суда Хабаровского края от 26 ноября 2021 года, возложившее на МУП "ЖКХ" и Администрацию обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести техническое обследование соответствующих систем холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с Требованиями к проведению технического обследования.
В то же время, допущенные судом апелляционной инстанции нарушения при применении норм материального и процессуального права являются существенными, повлекшими принятие незаконного судебного акта.
В силу положений пункта 4 части 1 статьи
329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 25 февраля 2022 года отменить, оставить в силе решение Бикинского городского суда Хабаровского края от 26 ноября 2021 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.