Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление исполняющего обязанности прокурора Хабаровского края Лубенца С.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 8 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Николаевского-на-Амуре городского прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации, к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маториной О.А, поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Николаевский-на-Амуре городской прокурор, действующий в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации, в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) обратился в Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края с исковым заявлением к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация), в котором просил возложить на Администрацию обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу организовать на территории городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" мероприятия по отлову животных без владельцев, их содержанию, возврату на прежние места обитания и иные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ).
В обоснование заявленных требований прокурор указал, по результатам проведенной проверки установлено незаконное бездействие Администрации в указанной сфере, что создаёт угрозу жизни и здоровью граждан - жителей городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре".
Определением от 6 декабря 2021 года, принятым в порядке части 3 статьи 33.1 ГПК РФ, суд первой инстанции перешёл к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Решением Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 6 декабря 2021 года административное исковое заявление Николаевского-на-Амуре городского прокурора было удовлетворено: на Администрацию возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать на территории городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" мероприятия по отлову животных без владельцев, их содержание, возврат на прежние места обитания и иные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 8 апреля 2022 года решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 6 декабря 2021 года было отменено, по делу принято новое решение, которым административные исковые требования прокурора оставлены без удовлетворения.
23 сентября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступило кассационное представление и.о. прокурора Хабаровского края Лубенца С.В, поданное 7 сентября 2022 года через Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края, в котором ставится вопрос об отмене апелляционного определения в связи с несоответствием выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, а также о направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Представитель Администрации, извещённой о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судом апелляционной инстанции были допущены такого рода нарушения.
Исходя из положений статей 21, 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов настоящего административного дела, по результатам проверки, проведённой Николаевской-на-Амуре городской прокуратурой, установлено что в 2020 - 2021 годах на территории городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" произошёл рост зарегистрированных органами внутренних дел случаев нападения на граждан бродячих собак. Так, в 2020 году было зарегистрировано девять сообщений о подобных происшествиях, в первой половине 2021 года - восемь сообщений, из них в четырёх случаях потерпевшими были несовершеннолетние.
В то же время, Администрацией не организуются и не осуществляются мероприятия по отлову животных без владельцев, их содержанию, возврату на прежние места обитания, а также иные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ.
Специализированное муниципальное предприятие либо учреждение, уполномоченное на осуществление данной деятельности, не создано; проведённые в 2020 - 2022 годах аукционы на заключение муниципальных контрактов на оказание услуг по отлову и содержанию животных без владельцев и приютах для животных и утилизации биологических отходов признаны несостоявшимися; остаток неизрасходованных субвенций, выделенных в 2020, 2021 годах из бюджета Хабаровского края на указанные цели по состоянию на 28 июня 2021 года составил 1841994 рубля.
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ (статья 8 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ).
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации в порядке, определённом статьёй 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
Частью 3 статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 1, 2 Закона Хабаровского края от 23 ноября 2011 года N 146 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" (далее - Закон Хабаровского края от 23 ноября 2011 года N 146) органы местного самоуправления Николаевского муниципального района Хабаровского края наделены полномочиями по организации проведения мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, установленных статьёй 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ, к числу которых отнесены:
- отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;
- содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ;
- возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты животным без владельцев;
- возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ, либо обращение с животными в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ;
- размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных;
- иные необходимые мероприятия в соответствии с частями 7 и 8 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ.
Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется за счёт субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета (часть 1 статьи 6 Закона Хабаровского края от 23 ноября 2011 года N 146), в то же время, органы местного самоуправления Николаевского муниципального района Хабаровского края при осуществлении государственных полномочий вправе дополнительно использовать собственные материальные и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 4 Закона Хабаровского края от 23 ноября 2011 года N 146).
В соответствии со статьями 37, 38 Устава Николаевского муниципального района Хабаровского края, принятого решением Собрания депутатов Николаевского муниципального района от 10 июня 2005 года N 39 (далее - Устав), Администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального района) наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и (или) законами Хабаровского края.
Удовлетворяя заявленные прокурором административные исковые требования, Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края, проанализировав положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ, Закона Хабаровского края от 23 ноября 2011 года N 146, Устава, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, пришёл к выводу, что Администрация надлежащим образом не выполняет законодательно переданные органам местного самоуправления Николаевского муниципального района Хабаровского края государственные полномочия в сфере организации проведения мероприятий по обращению с животными без владельцев, несмотря на наличие выделенного на эти цели финансирования из краевого бюджета.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований, судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, согласившись с выводами суда первой инстанции о том, что Администрация является уполномоченным органом местного самоуправления на проведение мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев в рамках реализации положений Закона Хабаровского края от 23 ноября 2011 года N 146, в то же время пришла к выводу об отсутствии незаконного бездействия со стороны административного ответчика, поскольку им в 2020 - 2022 годах с учётом требований Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" принимались меры к заключению муниципальных контрактов для выполнения соответствующих работ и услуг, однако аукционы были признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в них.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с указанным выводом суда апелляционной инстанции.
В силу пункта 2 части 2 статьи 4 Закона Хабаровского края от 23 ноября 2011 года N 146 органы местного самоуправления обязаны самостоятельно организовать осуществление государственных полномочий в соответствии с федеральными и краевыми нормативными правовыми актами, в том числе определить органы и должностных лиц органов местного самоуправления, специально уполномоченных осуществлять деятельность по осуществлению переданных им государственных полномочий.
Из содержания пункта 3 части 1 статьи 17, части 4 статьи 51, статьи 54 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ следует, что в органы местного самоуправления муниципальных районов для решения вопросов, отнесённых к их компетенции, обладают полномочиями не только по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, но и на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Следовательно, Администрация в рамках реализации возложенных на неё полномочий, в случае отсутствия возможности по результатам конкурса заключить муниципальный контракт на оказание услуг по отлову и содержанию животных без владельцев на территории городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, обязана принять иные организационные меры, направленные на осуществление государственных полномочий, переданных в соответствии с Законом Хабаровского края от 23 ноября 2011 года N 146.
В то же время, как верно указал суд первой инстанции, доказательств того, что помимо проведения аукционов Администрацией были совершены какие-либо иные действия либо организованы иные мероприятия, направленные на осуществление переданных государственных полномочий в сфере деятельности по отлову и содержанию животных без владельцев, со стороны административного ответчика представлено не было.
В связи с этим судебная коллегия суда кассационной инстанции считает верным решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 6 декабря 2021 года, возложившее на Администрацию обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать на территории городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" мероприятия по отлову животных без владельцев, их содержание, возврат на прежние места обитания и иные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ.
В то же время, допущенные судом апелляционной инстанции нарушения при применении норм материального и процессуального права являются существенными, они повлекли принятие незаконного судебного акта, нарушающего права неопределённого круга лиц, поскольку указанное незаконное бездействие административного ответчика создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, находящихся на территории соответствующего городского поселения.
В силу положений пункта 4 части 1 статьи
329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 8 апреля 2022 года отменить, оставить в силе решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 6 декабря 2021 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.