Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Михайловой Р.Б., судей Кирпиковой Н.С., Рубцовой Н.В.
при секретаре Черных В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N2а-680/2021 по административному иску Нестеренко... к Центральному банку Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении жалобы, обязании исключить сведения из базы данных
по апелляционной жалобе административного истца Нестеренко М.Н. на решение Мещанского районного суда адрес от 13 сентября 2021 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Нестеренко М.Н. обратился в суд с административным иском к Центральному банку России (далее - ЦБ РФ, Банк России) о признании незаконным решения от 22 апреля 2021 года за N14-2-3-ОГ/11092ДСП об отказе в удовлетворении его жалобы на решение о признании его не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами, обязании исключить из базы данных, ведение которой предусмотрено Федеральным законом от 10 июля 2002 года N86-ФЗ "О Центральном банке РФ", сведения о Нестеренко М.Н. как о члене адрес НКО "Сетевая Расчетная Палата", взыскании расходов по уплате государственной пошлины.
В обоснование заявленных требований указал на то, что 19 марта 2021 года ему стало известно о том, что сведения о нем внесены в базу данных ЦБ РФ как о лице, не соответствующем квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации. Основанием для признании истца не соответствующим требованиям к деловой репутации послужило осуществление им функций члена адрес НКО "Сетевая Расчетная Палата" в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва у данной организации лицензии на осуществление банковских операций и дню назначения временной администрации. 23 марта 2021 года административный истец подал жалобу в Комиссию ЦБ РФ, в которой просил отменить решение о признании его не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами. 22 апреля 2021 года комиссией было принято решение об отказе в удовлетворении жалобы. С данным решением Нестеренко М.Н. не согласен, ссылаясь на то, что не причастен к принятию решений или совершению действий, которые повлекли возникновение оснований для признания его не соответствующим требованиями к деловой репутации.
Решением Мещанского районного суда адрес от 13 сентября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Нестеренко М.Н. отказано.
В апелляционной жалобе с учетом дополнительных письменных объяснений к ней Нестеренко М.Н. ставит вопрос об отмене данного судебного решения, полагая его незаконным, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей административного истца по доверенности фио, фио, представителей административного ответчика Центрального банка РФ по доверенности фио, фио, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, изучив доводы апелляционной жалобы с учетом дополнения к ней, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В силу статьи 1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 56 указанного Федерального закона Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов и (или) установленных Банком России индивидуальных предельных значений обязательных нормативов.
Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статье 60 данного Федерального закона Банк России в установленном им порядке оценивает соответствие должностных лиц кредитной организации установленным пунктом 1 части 1 статьи 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" под несоответствием требованиям к деловой репутации понимается осуществление лицом функций члена совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации:
- в течение 12 месяцев, предшествовавших дню назначения в соответствии с решением Банка России временной администрации по управлению финансовой организацией с приостановлением полномочий исполнительных органов, - в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва (аннулирования) за нарушение законодательства РФ, у финансовой организации лицензии на осуществление операций, соответствующих виду деятельности финансовой организации.
Статьей 60.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" предусмотрено, что жалобы на решения, принятые должностными лицами Банка России о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами, рассматриваются в Банке России комиссией по рассмотрению жалоб. В состав комиссии включаются служащие Банка России, не принимавшие участия в соответствии со своими должностными обязанностями в подготовке документов о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами, а также могут включаться представители ассоциаций (союзов), в том числе саморегулируемых организаций, объединяющих кредитные организации и (или) некредитные финансовые организации либо защищающих права потребителей финансовых услуг. Жалоба рассматривается комиссией, в состав которой входят не менее трех членов, отбираемых для рассмотрения конкретной жалобы в соответствии с положением о комиссии по рассмотрению жалоб.
Согласно статье 76.7 данного Федерального закона Банк России в установленном им порядке ведет базы данных о некредитных финансовых организациях, об их должностных лицах и иных лицах, в отношении которых получает персональные данные, в рамках реализации возложенных на него функций.
Банк России в установленном им порядке вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе от федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и иных лиц необходимую информацию, в отношении которой установлены требования, обеспечивающие ее конфиденциальность, в том числе информацию, содержащую персональные данные и касающуюся деятельности некредитных финансовых организаций (их руководителей, учредителей (участников), и в установленном им порядке осуществлять действия по обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", и проводить проверку достоверности указанных данных.
Лицо вправе направить в Банк России запрос о предоставлении информации о наличии (отсутствии) сведений о нем в указанных базах данных. Форма запроса, перечень прилагаемых к нему документов и сведений и порядок их направления устанавливаются Банком России. Банк России в течение семи рабочих дней со дня получения данного запроса рассматривает его и направляет ответ, содержащий запрашиваемую информацию, в установленном им порядке.
Согласно статье 76.9.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России оценивает соответствие должностных лиц и иных лиц установленным федеральными законами, регулирующими деятельность некредитных финансовых организаций, квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, а также запрашивает и получает на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц сведения об указанных лицах, необходимые для оценки их соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации.
Лицо, указанное в части 1 указанной выше статьи, вправе обжаловать признание его не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами, регулирующими деятельность некредитных финансовых организаций, в комиссию Банка России по рассмотрению жалоб в соответствии со статьей 60.1 настоящего Федерального закона.
Порядок ведения баз данных определен Положением Банка России от 27 декабря 2017 года N 625-П "О порядке согласования Банком России назначения (избрания) кандидатов на должности в финансовой организации, уведомления Банка России об избрании (прекращении полномочий), назначении (освобождении от должности) лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц в финансовых организациях, оценки соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц и учредителей (акционеров, участников) финансовых организаций, направления членом совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации информации в Банк России о голосовании (о непринятии участия в голосовании) против решения совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации, направления запроса о предоставлении Банком России информации и направления Банком России ответа о наличии (отсутствии) сведений в базах данных, предусмотренных статьями 75 и 76.7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также о порядке ведения таких баз" (далее - Положение).
В силу пункта 1.1 Положения требования настоящего Положения распространяются на финансовые организации и микрокредитные компании определяются на основании федеральных законов, регулирующих деятельность финансовых организаций.
Пунктом 1.2 Положения определено, что оценка соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами, регулирующими деятельность финансовых организаций, осуществляется Банком России в отношении лиц, входящих в состав органов управления, и иных должностных лиц финансовых организаций и микрокредитных компаний, в том числе единоличного исполнительного органа некредитной финансовой организации и его заместителя, членов коллегиального исполнительного органа страховой организации, негосударственного пенсионного фонда и управляющей компании, главного бухгалтера некредитной финансовой организации, заместителя главного бухгалтера страховой организации, негосударственного пенсионного фонда и управляющей компании, а также кандидатов на эти должности, единоличного исполнительного органа и его заместителя, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации, а также кандидатов на эти должности (за исключением небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций).
Согласно пункту 6.1 Положения Банк России ведет базы данных, в том числе в отношении лиц, указанных в пунктах 1.2 и 1.3 настоящего Положения.
В соответствии с пунктом 6.2 Положения уполномоченное подразделение Банка России должно вносить сведения о лицах, указанных в пункте 6.1 настоящего Положения, в базы данных не позднее 3 рабочих дней с даты получения информации о наступлении событий, являющихся основанием для внесения сведений в базы данных. Перечень таких оснований определен в приложении 7 к настоящему Положению.
Пунктом 1.16 приложения N 7 к Положению определено, что основанием для внесения в базы данных является осуществление лицом функций (независимо от срока, в течение которого лицо их осуществляло) единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера или заместителя главного бухгалтера финансовой организации, руководителя или главного бухгалтера филиала финансовой организации, руководителя службы управления рисками, внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита), контролера (руководителя службы внутреннего контроля), специального должностного лица или члена совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва (аннулирования) за нарушение законодательства Российской Федерации у финансовой организации лицензии на осуществление операций, соответствующих виду деятельности финансовой организации, либо дню исключения некредитной финансовой организации из реестра за нарушение законодательства Российской Федерации.
Пункт 6.10 Положения указывает, что основанием для исключения информации из базы данных до истечения сроков, предусмотренных пунктом 6.9 настоящего Положения, является установление на основании проверок, объяснений, предоставленных лицами, указанными в пункте 6.1 настоящего Положения, представления документов и иной документально подтвержденной информации, в том числе информации, представляемой в соответствии с Указанием Банка России от 26 декабря 2017 года N4666-У "О порядке обжалования признания лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 6 марта 2018 года N 50273, непричастности лиц, внесенных в базы данных, к нарушениям финансовой организацией требований законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, послуживших основанием для внесения сведений о них в базу данных.
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции установил, что Нестеренко М.Н. в период с 12 августа 2020 года по 12 марта 2021 года осуществлял функции члена адрес... (далее - адрес Расчетная Палата").
Приказами Банка России от 12 марта 2021 года NОД-363 и NОД-364 у адрес Расчетная Палата" отозвана лицензия на осуществление банковских операций и назначена временная администрация по управлению кредитной организацией с приостановлением полномочий исполнительных органов.
После наступления указанных событий сведения о Нестеренко М.Н. внесены Банком России в базу данных лиц, признанных не соответствующими квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами.
23 марта 2021 Нестеренко М.Н. обратился в Комиссию ЦБ РФ с жалобой, в которой просил исключить информацию о нем из базы данных, указывая, что не был причастен к нарушениям НКО федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России.
По результатам рассмотрения жалобы 22 апреля 2021 года Комиссия приняла решение об отказе в ее удовлетворении, поскольку Нестеренко М.Н. в жалобе не приведены доводы и не представлены документы, позволяющие исключить его причастность к отзыву у НКО лицензии, назначению временной администрации и сделать вывод о добросовестном и разумном осуществлении им прав и исполнении обязанностей члена Наблюдательного совета НКО.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, не установилзаконных оснований для удовлетворения административного иска, указав, что обжалуемое решение принято административным ответчиком в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения у административного ответчика имелись, содержание оспариваемого решения соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Проверяя в соответствии с требованиями статей 178, 180, 226 КАС РФ доводы Нестеренко М.Н. о том, что он не причастен к принятию решений или совершению действий, которые повлекли возникновение оснований для признания его не соответствующим требованиями к деловой репутации, суд установил, что основанием для отзыва у адрес расчетная палата" лицензии на осуществление банковских операций послужило неоднократное неисполнение кредитной организацией банковского законодательства и нормативных актов Банка России, в связи с чем в течение 12 месяцев, предшествовавших отзыву лицензии на осуществление банковских операций, в отношении нее неоднократно применялись меры, предусмотренные Законом о Банке России.
Исходя из положений статьи 11.1-1 Закона о банках и банковской деятельности, статьи 65 Федерального закона "Об акционерных обществах", к компетенции Наблюдательного совета кредитной организации отнесено решение всех вопросов общего руководства деятельностью организации, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров кредитной организации.
Согласно главе 15 Устава адрес расчетная палата" Наблюдательный совет входит в систему органов внутреннего контроля НКО, осуществляемого, в том числе, в целях обеспечения соблюдения нормативных правовых актов, учредительных и внутренних документов НКО, исключения вовлечения НКО и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности; достоверности, полноты, объективности и своевременности составления отчетности, а также информационной безопасности.
Таким образом, компетенция Наблюдательного совета в полной мере позволяла данному органу управления НКО влиять на результаты деятельности кредитной организации, предупреждать и устранять нарушения НКО банковского законодательства и нормативных актов Банка России.
Согласно пункту 13.43 Устава, пункту 6.1 Положения о Наблюдательном совете НКО члены Наблюдательного совета НКО при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должны действовать в интересах кредитной организации, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении НКО добросовестно и разумно.
С учетом изложенного, суд указал на то, что административный истец как член Наблюдательного совета НКО обязан был принимать надлежащие, действенные и эффективные меры, направленные на предупреждение и устранение нарушений в деятельности кредитной организации, для чего обладал достаточным объемом полномочий.
При этом в период осуществления административным истцом функций члена Наблюдательного совета было проведено 12 заседаний Наблюдательного совета, на которых рассматривались, в том числе, вопросы, касающиеся утверждения отчетов по результатам проведенной работы Службой внутреннего аудита НКО в первом и втором полугодии 2020 года, утверждение результатов оценки состояния корпоративного управления в НКО, утверждение отчета о результатах реализации Правил внутреннего контроля НКО по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за 2020 год, рекомендуемых мерах по улучшению системы ПОД/ФТ за 2020 года, однако Нестеренко М.Н. не принимал участия ни в одном из 12 заседаний.
Указанное свидетельствует о допущенном административным истцом бездействии при исполнении функций члена Наблюдательного совета НКО, что не позволяет исключить его причастность к отзыву у кредитной организации лицензии и назначению временной администрации.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного истца не имеется.
Обжалуемое решение суда принято с учетом положений частей 9 и 11 статьи 226, части 2 статьи 227 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению; верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности; нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административный ответчик не представил суду доказательств причастности административного истца к конкретным решениям, действиям или бездействию, приведшим к нарушению кредитной организацией законодательства, которые являлись причиной отзыва лицензии на осуществление банковских операций, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 84 КАС РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Результаты оценки судом собранных в ходе судебного разбирательства доказательств в соответствии с требованиями статей 178, 180, 226, 227 КАС РФ изложены в мотивировочной части судебного решения.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что он не причастен к принятию решений или совершению действий, которые повлекли возникновение оснований, направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда адрес от 13 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Нестеренко М.Н. - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.