Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 марта 2004 г. N А56-24941/03
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 апреля 2004 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В.,
судей Малышевой Н.Н., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от индивидуального предпринимателя Долгобородовой Светланы Ивановны - Тимошенко С.Ю. (доверенность от 25.08.2003), от Инспекции по Красногвардейскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу Семиной Г.В. (доверенность от 16.12.2003 N 15/23960), рассмотрев 23.03.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по Красногвардейскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу на решение от 02.10.2003 (судья Галкина Т.В.) и постановление апелляционной инстанции от 29.12.2003 (судьи Петренко Т.И., Звонарева Ю.Н., Шульга Л.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-24941/03,
установил:
Индивидуальный предприниматель Долгобородова Светлана Ивановна обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (после уточнения требований) о признании недействительным решения Инспекции по Красногвардейскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) от 28.07.2003 N 09/13087 и возложении на налоговый орган обязанности возвратить предпринимателю из бюджета 6 946 644 руб. излишне уплаченного налога на добавленную стоимость.
Решением суда от 02.10.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.12.2003, требования предпринимателя удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и отказать предпринимателю в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, перечисленный предпринимателем в 2001 году налог на добавленную стоимость в сумме 6 946 644 руб. не является излишне уплаченным.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Долгобородова С.И. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Территориальным управлением Красногвардейского района Санкт-Петербурга 04.11.2000 (свидетельство от 04.11.2000 N 4) и в 2001 году осуществляла торгово-закупочную и посредническую деятельность.
В период с 01.01.2001 по 31.12.2001 предприниматель применял упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в связи с чем на основании патента уплачивал единый налог с совокупного дохода.
В то же время при реализации товаров Долгобородова С.И. увеличивала их стоимость на сумму налога на добавленную стоимость и выставляла покупателям счета-фактуры, выделяя в них соответствующую сумму налога отдельной строкой.
Полученные от покупателей в составе цены суммы налога на добавленную стоимость предприниматель перечислял в бюджет. Общая сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная предпринимателем в 2001 году, составила 6 946 644 руб.
Руководствуясь постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П, которым признана не соответствующей статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации норма пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", поскольку по смыслу, придаваемому данной норме последующим правовым регулированием и сложившейся на его основе правоприменительной практикой, она не освобождает индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, от уплаты налога на добавленную стоимость и налога с продаж, предприниматель 07.07.2003 обратился в налоговую инспекцию с заявлением о возврате 6 946 644 руб., считая указанную сумму налога излишне уплаченной.
Решением от 28.07.2003 N 09/13087 налоговый орган отказал Долгобородовой С.И. в возврате указанной суммы налога на добавленную стоимость, указав, что постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П, на которое ссылается предприниматель, вступает в силу после провозглашения и обратной силы не имеет.
Считая отказ налоговой инспекции в возврате налога на добавленную стоимость незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции от 28.07.2003 N 09/13087 и возложении на налоговый орган обязанности возвратить предпринимателю из бюджета 6 946 644 руб. излишне уплаченного налога.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования предпринимателя, признав обоснованной ссылку заявителя на Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П.
Кассационная инстанция считает решение и постановление судов подлежащими отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства относится к специальным налоговым режимам, которые представляют собой особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие этого Федерального закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.
На предпринимательскую деятельность субъектов малого предпринимательства с момента их перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности не распространяется общая система налогообложения, элементом которой является налог на добавленную стоимость.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
В силу пункта 1 статьи 166 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.
Согласно пункту 4 статьи 168 НК РФ в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.
Таким образом, из указанных норм следует, что организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, не вправе увеличивать цену товаров (работ, услуг) на величину налога на добавленную стоимость и получать его от покупателей.
Как видно из материалов дела, в период спорных правоотношений предприниматель при реализации товаров увеличивал их стоимость на сумму налога на добавленную стоимость и выставлял покупателям счета-фактуры, выделяя в них соответствующую сумму налога отдельной строкой. Полученные от покупателей суммы налога на добавленную стоимость предприниматель перечислял в бюджет.
При таких обстоятельствах уплаченный предпринимателем в 2001 году налог на добавленную стоимость в сумме 6 946 644 руб. не является излишне перечисленным в бюджет и получен Долгобородовой С.И. как косвенный налог от покупателей товаров (работ, услуг) в составе их стоимости, и налоговая инспекция правомерно отказала предпринимателю в возврате указанной суммы налога.
С учетом изложенного у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали правовые основания для признания недействительным решения налоговой инспекции от 28.07.2003 N 09/13087 и возложения на налоговый орган обязанности возвратить предпринимателю из бюджета 6 946 644 руб. налога на добавленную стоимость, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 02.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 29.12.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-24941/03 отменить.
В удовлетворении заявления индивидуальному предпринимателю Долгобородовой Светлане Ивановне отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Долгобородовой Светланы Ивановны 40 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 марта 2004 г. N А56-24941/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника