Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 августа 2003 г. N А26-1468/03-25
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Клириковой Т.В., Пастуховой М.В.,
при участии от ООО "Сантехсервис" Мушкова А.Б. (директор, протокол общего собрания от 03.04.2002 N 1) и Самохина П.А. (главный бухгалтер, доверенность от 21.08.2003),
рассмотрев 25.08.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.04.2003 по делу N А26-1468/03-25 (судья Васильева Л.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сантехсервис" (далее - Общество, ООО "Сантехсервис") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Республике Карелия (далее - налоговая инспекция) от 28.02.2003 N 44 о привлечении Общества к налоговой ответственности и требований N 70 и N 72 об уплате по состоянию на 03.03.2003 74 363 руб. налога на прибыль, 3 331 руб. пеней и 14 873 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 07.04.2003 требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать ООО "Сантехсервис" в удовлетворении заявления. По мнению налогового органа, льгота, предусмотренная пунктом 4 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1), предоставляется малым предприятиям, осуществляющим непосредственно строительство объектов, которое идентифицируется по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (далее - Классификатор) кодом группы 452 "Строительство завершенных зданий и сооружений или их частей". Ремонтно-строительные работы, производимые налогоплательщиком, под указанный вид деятельности не попадают, поскольку относятся к группе 453 "Оборудование зданий".
Налоговая инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Сантехсервис" представило в налоговый орган декларацию по налогу на прибыль за 9 месяцев 2002 года, в которой заявило льготу по указанному налогу на основании пункта 4 статьи 6 Закона N 2116-1.
В ходе проведения камеральной проверки указанной декларации налоговая инспекция установила неправомерное использование Обществом льготы по налогу на прибыль, установленной пунктом 4 статьи 6 Закона N 2116-1, что отражено в докладной записке от 22.01.2003.
По результатам проверки налоговая инспекция вынесла решение от 28.02.2003 N 44 о доначислении 74 363 руб. налога на прибыль, 3 331 руб. пеней и привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 14 873 руб. штрафа, а также предъявила требования о N 70 и N 72 об уплате налога по состоянию на 03.03.2003.
ООО "Сантехсервис" не согласилось с указанными ненормативными актами налогового органа, в связи с чем обратилось в арбитражный суд.
Суд признал недействительными решение налоговой инспекции и предъявленные на его основании требования об уплате налога как не соответствующие пункту 4 статьи 6 Закона N 2116-1 и подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ, а также обязал налоговый орган устранить допущенное им нарушение прав и законных интересов Общества.
Кассационная инстанция считает такое решение законным и обоснованным.
Согласно пункту 4 статьи 6 Закона N 2116-1 в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы) - при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации.
В третий и четвертый год работы указанные малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 процентов от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Таким образом, указанная льгота предоставляется предприятиям, не только осуществляющим строительство определенных объектов, но и выполняющим ремонтно-строительные работы.
Пункт 4 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" утрачивает силу в особом порядке: предусмотренные этим пунктом льготы по налогу, срок действия которых не истек на день вступления в силу Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ, применяются малыми предприятиями до истечения срока, на который такие льготы были предоставлены.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Как видно из материалов дела, ООО "Сантехсервис" зарегистрировано 14.04.2000 и имеет лицензию от 21.11.2000 серия Г121904, регистрационный номер РКА N 001855, на осуществление деятельности по строительству зданий и сооружений, включая строительно-монтажные работы и работы по устройству внутренних инженерных систем: прокладку внутренних тепловых сетей, сетей водоснабжения, канализационных сетей, установку санитарно-технических приборов и оборудования.
В соответствии с Федеральным законом от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" ООО "Сантехсервис" является субъектом малого предпринимательства.
Судом установлено, что в проверяемый период Общество выполняло строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы, выручка от которых составила более 90 процентов от общей суммы выручки.
Ссылка налоговой инспекции на Классификатор является несостоятельной, поскольку пункт 4 статьи 6 Закона N 2116-1 не связывает предоставление льготы с видами работ, поименованных в Классификаторе.
Кроме того, пунктом 1 статьи 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).
Согласно статье 52 НК РФ сумма налога, подлежащего уплате за налоговый период, исчисляется налогоплательщиком по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы, налоговых ставок и налоговых льгот. Пунктом 1 статьи 55 НК РФ определено, что под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате; налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
В соответствии со статьей 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль организаций является календарный год, а отчетными периодами признаются 1-й квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Таким образом, налогоплательщик по итогам 1-го квартала, полугодия и девяти месяцев должен уплатить авансовые платежи; налог на прибыль согласно пункту 1 статьи 287 и пункту 4 статьи 289 НК РФ уплачивается им не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, с зачетом сумм авансовых платежей в счет уплаты налога.
В данном случае налоговая инспекция вменила Обществу в вину недоплату налога в связи с неправомерным использованием льготы. Доначисленный налоговой инспекцией налог на прибыль является авансовым платежом за 9 месяцев 2002 года, однако ответственность за такое правонарушение Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена. Кроме того, неуплата или неполная уплата авансовых платежей, не подпадают под признаки состава правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, поскольку данной нормой установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога, а не авансового платежа. В силу пункта 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом.
Учитывая изложенное, суд обоснованно признал правомерное использование ООО "Сантехсервис" льготы по налогу на прибыль, в связи с чем кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.04.2003 по делу N А26-1468/03-25 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 августа 2003 г. N А26-1468/03-25
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника