Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 мая 2003 г. N А66-8705-02
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 октября 2003 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Корпусовой О.А., Ветошкиной О.В., при участии от открытого акционерного общества "Тверской порт" Жилякова М.Н. (доверенность от 04.09.02 N 588), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области Агахановой И.Ю. (доверенность от 03.01.03 N 36),
рассмотрев 28.04.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 15.01.2003 по делу N А66-8705-02 (судья Ильина В.Е.),
установил:
Открытое акционерное общество "Тверской порт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области (далее - инспекция) от 31.10.2002 N 133 в части начисления 40 048 руб. пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автодорог.
Решением от 15.01.2003 заявленные требования удовлетворены частично - решение инспекции признано недействительным в части начисления 37 845 руб. пеней. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятое решение в части удовлетворенных требований. При этом податель жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права - статей 2 и 5 Закона Российской Федерации 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон о дорожных фондах), положений Федеральных законов "О федеральном бюджете на 2001 год" и "О федеральном бюджете на 2002 год". Доводы жалобы ограничены проверкой законности решения суда по праву.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества возражал против них.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.10.2000 по 30.06.2002. По результатам проверки инспекцией составлен акт от 06.09.2002 и принято решение от 31.10.2002 N 133 о привлечении общества к налоговой ответственности. Согласно решению обществу наряду с налоговыми санкциями предложено уплатить недоимки и пени по налогам, в том числе 40 048 руб. пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автодорог.
По мнению кассационной инстанции, суд первой инстанции, отказав в удовлетворении соответствующей части заявленных требований, не учел следующего.
В соответствии со статьями 1 и 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", действовавшими до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, установление и отмена налогов, а следовательно, установление круга налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговых ставок, сроков уплаты налога в бюджеты, в которые зачисляется налог, осуществляются Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти в соответствии с этим Законом.
Налог на пользователей автомобильных дорог в соответствии с подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" является федеральным налогом. Этим же подпунктом предусмотрено, что налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляются в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации. Согласно пункту 5 указанной статьи порядок зачисления федеральных налогов в бюджет устанавливается законодательными актами Российской Федерации.
Порядок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог как федерального налога установлен законодательным актом Российской Федерации - постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, которым утвержден Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 10 Порядка предприятия перечисляют установленный Законом о дорожных фондах налог на пользователей автомобильных дорог ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.
Согласно статье 5 Закона о дорожных фондах налог на пользователей автомобильных дорог зачисляется как в федеральный, так и в территориальный дорожные фонды.
Несмотря на это, в соответствии с подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" названный налог является единым федеральным налогом, исчисляемым с общей налоговой базы на основании единой декларации по этому налогу, которая представляется по итогам налоговых (отчетных) периодов. Следовательно, предусмотренные статьей 5 Закона о дорожных фондах отчисления от налога в территориальный дорожный фонд не являются самостоятельным налогом, поэтому должны направляться налогоплательщиком в территориальный дорожный фонд в те же сроки, в которые уплачивается налог на пользователей автомобильных дорог в федеральный дорожный фонд.
Принимая во внимание, что общество нарушило сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в 2000 году, инспекция начислила 2 203 руб. пеней за несвоевременную уплату названного налога за 2000 год.
В соответствии с Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2001 год" и "О федеральном бюджете на 2002 год" действие постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 приостановлено на 2001-2002 годы в полном объеме.
Статьей 2 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" предусмотрено, что порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда определяется федеральным законом. Порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов - законами субъектов Российской Федерации.
Решением Тверского областного Совета народных депутатов от 16.01.92 утвержден Порядок образования и использования территориального дорожного фонда Тверской области.
Согласно пункту 3 Порядка образования и использования территориального дорожного фонда Тверской области предприятия, объединения, организации, предприниматели и граждане перечисляют установленные Законом РСФСР "О дорожных фондах в РСФСР" налоги и иные денежные средства на специальный счет в банке в сроки: налог на пользователей автомобильных дорог - ежемесячно до 15-го числа за прошедший месяц.
Однако этот законодательный акт не был предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение подлежит отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует проверить обоснованность расчета пеней, учитывая нормативные положения Порядка образования и использования территориального дорожного фонда Тверской области.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 15.01.2003 по делу N А66-8705-02 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В.Хохлов |
О.В.Ветошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 мая 2003 г. N А66-8705-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника