Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 мая 2004 г. N А21-4270/03-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Абакумовой И.Д., Кузнецовой Н.Г.,
рассмотрев 17.05.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по городу Калининграду на определение от 29.07.2003 (судья Гелеверя Т.А.) и постановление апелляционной инстанции от 11.02.2004 (судьи Сергеева И.С, Приходько Е.Ю., Можегова Н.А.) Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-4270/03-С1,
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по городу Калининграду (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с войсковой части 03047 (далее - войсковая часть) штрафа в сумме 10 400 рублей, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за несвоевременное представление в налоговый орган сведений о доходах физических лиц за 2001 год.
Определением от 29.07.2003 производство по делу прекращено на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с отсутствием у войсковой части статуса юридического лица.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.02.2004 определение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты о прекращении производства по делу в отношении войсковой части как принятые с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, войсковая часть обладает всеми признаками юридического лица, указанными в статье 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Стороны о времени и месте слушания дела надлежаще извещены, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную налоговую проверку представленных войсковой частью сведений о доходах физических лиц за 2001 год, по результатам которой 17.10.2002 приняла решение от N 690 о привлечении войсковой части к налоговой ответственности согласно пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде взыскания 10 400 рублей штрафа за непредставление в установленный срок в налоговый орган сведений, предусмотренных указанным Кодексом.
На основании данного решения налогоплательщику направлено требование от 12.03.2003 N 2402а об уплате штрафа в срок до 25.03.2003, которое в добровольном порядке войсковой частью исполнено не было, в связи с чем инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании налоговых санкций.
Прекращая производство по делу, суды исходили из того, что войсковая часть не имеет статуса юридического лица, следовательно, рассмотрение данного спора арбитражному суду неподведомственно.
Суд кассационной инстанции считает, что оспариваемые судебные акты вынесены по недостаточно полно исследованным обстоятельствам и подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно пункту 1 статьи 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Пунктом 1 статьи 52 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
К таким организациям следует отнести и органы военного управления, объединений, соединений, воинские части, военные академии, училища, существование которых закреплено Федеральным законом от 31.05.96 N 61-ФЗ "Об обороне", а их создание осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.94 N 96.
Однако Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.11.98 N 1357, и Положением о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 27.07.98 N 901, войсковые части не названы в качестве юридических лиц.
Из материалов дела усматривается, что в обоснование своих доводов инспекция представила сообщение юридического лица - войсковой части 03047 об открытии внебюджетного лицевого счета. Кроме того, налоговый орган утверждает, что ответчик состоит на налоговом учете как государственное предприятие, имеет в управлении обособленное имущество и самостоятельно исчисляет и уплачивает налоги в бюджет за счет собственных средств.
Письмом Главного управления военного бюджета и финансирования Генерального штаба от 28.10.99 N 315/11/4051 предложено сохранить порядок постановки на учет воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, который существовал до введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации. При этом постановке на учет подлежали организации как имеющие устав и прошедшие государственную регистрацию, так и не имеющие этих документов. Таким образом, довод инспекции о доказанности наличия у воинской части статуса юридического лица в связи с тем, что ответчик поставлен на учет в налоговом органе, является необоснованным.
Вместе с тем финансово-хозяйственная деятельность войсковых частей, учреждений и организаций осуществляется в соответствии с действующими нормативными актами Министерства обороны: Положением о войсковом (корабельном) хозяйстве Вооруженных Сил, Положением о финансовом хозяйстве воинской части Советской Армии и Военно-Морского Флота и другими, из которых следует, что названные организации обладают всеми признаками юридического лица, перечисленными в статье 48 ГК РФ, и могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права.
Судебные инстанции в качестве доказательства отсутствия у войсковой части статуса юридического лица сослались на справку Калининградского областного комитета государственной статистики от 16.07.2003 N 06-03/1037, согласно которой войсковая часть 03047 в Едином государственном реестре предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйственности не значится. Данная справка не может быть принята в качестве относимого и допустимого доказательства, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном Федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц" данные справки имеют право выдавать только Министерство по налогам и сборам, его территориальные органы. Налоговым органом данные сведения не представлены и судом не запрашивались.
Судебными инстанциями не истребованы документы об образовании воинской части и наделении ее имуществом, о ее положении в структуре военного округа. Исследование указанных документов является существенным для решения вопроса о наличии у войсковой части статуса юридического лица.
При таких обстоятельствах необходимо признать, что вывод об отсутствии у войсковой части статуса юридического лица сделан судами по неполно выясненным фактическим обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения спора, что является основанием для направления дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, истребовать у налогового органа необходимые сведения, предложить ответчику представить документы, определяющие его статус, а при необходимости сделать запрос в вышестоящую организацию - Министерство обороны Российской Федерации - о правосубъектности войсковой части и дать оценку представленным документам.
При определении наличия или отсутствия статуса юридического лица у войсковой части суду нужно учесть, что в соответствии со статьей 27 АПК РФ арбитражный суд рассматривает дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами, - образований, не имеющих статуса юридического лица. Исследовав данное обстоятельство, суду необходимо решить вопрос о возможности рассмотрения настоящего спора в арбитражном суде.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 3 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение от 29.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 11.02.2004 Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-4270/03-С1 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 мая 2004 г. N А21-4270/03-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника