Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 июня 2004 г. N А66-6238-03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Лавриненко Н.В.,
судей Нефедовой О.Ю. и Матлиной Е.О.,
при участии от Центрального окружного управления Российского агентства по государственным резервам Маркиной В.В. (доверенность от 22.12.2003 N 8/9180), Краенской И.А. (доверенность от 22.12.2003 N 8/9181),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центрального окружного управления Российского агентства по государственным резервам на решение от 11.11.2003 (судья Кожемятова Л.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 24.03.2004 (судьи Белов О.В., Бажан О.М., Бачкина Е.А.) Арбитражного суда Тверского области по делу N А66-6238-03,
установил:
Центральное окружное управление Российского агентства по государственным резервам (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к открытому акционерному обществу "Центросвар" (далее - Общество) о взыскании 1 974 777 руб. 65 коп., из которых 855 500 руб. - оплата разбронируемых материальных ценностей, 712 915 руб. 70 коп. - штраф за несвоевременное выполнение указаний об отгрузке материальных ценностей, 406 361 руб. 95 коп. - пени за просрочку выполнения обязательств.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец обратился с ходатайством от 16.10.2003 N 8/7120 об изменении предмета иска в части обязания ответчика произвести оплату разбронируемых материальных ценностей на обязание вернуть материальные ценности государственного резерва Управлению в количестве 290 тонн топочного мазута М-100.
Решением от 11.11.2003, оставленным без изменений постановлением апелляционной инстанции от 24.03.2004, Общество обязано возвратить Управлению материальные ценности в количестве 290 тонн топочного мазута М-10; в удовлетворении исковых требований о взыскании пеней и штрафа отказано.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании пеней и штрафа и принять решение об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает ошибочным вывод суда первой и апелляционной инстанций о том, что действующее законодательство не предусматривает обязанности организации, осуществляющей ответственное хранение государственного резерва, закупать хранящиеся материальные ценности.
В отзыве на кассационную жалобу Общество указывает на то, что доводы истца являются незаконными и необоснованными, и просит оставить принятые судебные акты без изменений.
В судебном заседании представители Управления поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, согласно приемному акту (сохранное обязательство) от 25.09.2002 N 1 Общество приняло на ответственное хранение 290 тонн топочного мазута М-100.
Согласно распоряжению Российского агентства по государственным резервам от 07.04.2003 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2001 находящиеся на ответственном хранении у Общества 290 тонн топочного мазута подлежали разбронированию и выпуску по цене 800 руб. за тонну, включая налоги.
В письме от 16.04.2003 N ГР/394 Управление предложило приобрести Обществу для нужд предприятия топочный мазут в количестве 290 тонн по предварительно согласованной цене и сообщило, что в случае отказа топочный мазут будет реализован сторонней организации (л.д. 88).
Общество письмом от 22.04.2003 N 32-486 сообщило об отсутствии возможности закупить мазут в связи с тяжелым финансовым положением и предложило передать ему хранящийся топочный мазут безвозмездно в счет погашения причиненных хранением убытков (л.д. 31).
Управление в письме от 25.04.2003 N ГР/428 сообщило, что приняло решение о реализации топочного мазута сторонней организации и направит наряд на выпуск с указанием конкретного получателя и срока отгрузки топочного мазута (л.д. 27, 28).
Письмом от 20.05.2003 N ГР/520 Управление повторно предложило приобрести из государственного резерва 290 тонн топочного мазута М-100.
Не получив от Общества ответа, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением о взыскании пеней и штрафа за несвоевременное выполнение указаний об отпуске материальных ценностей.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании штрафа и пеней, суд первой инстанции сослался на отсутствие оснований для применения к Обществу ответственности за несвоевременное выполнение указаний федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление государственным резервом и его территориальных органов, об отгрузке ценностей государственного материального резерва.
В соответствии с пунктом 9 статьи 13 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (далее - Закон о госрезерве) выпуск материальных ценностей из государственного резерва в порядке разбронирования производится на основании решения Правительства Российской Федерации.
Порядок отпуска (отгрузки) материальных ценностей государственного резерва из первой группы предусмотрен приказом организации п/я А-1442 от 20.10.82 N И-195, в соответствии с которым отгрузка производится на основании наряда, выданного территориальными управлениями получателю.
Как усматривается из материалов дела, в своих правоотношениях стороны руководствуются указанным приказом и предшествующая отгрузка топочного мазута, находящегося в государственном резерве материальных ценностей первой группы и подлежащего разбронированию, была произведена таким образом (л.д. 84).
Судом первой и апелляционной инстанций тщательно исследованы материалы дела и сделан правильный и обоснованный вывод о том, что в материалах дела не представлены доказательства направления или выдачи Обществу Управлением указаний или нарядов об отгрузке 290 тонн топочного мазута М-100.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о госрезерве ответственность организации, осуществляющей ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва, в виде штрафа и пеней наступает за несвоевременное выполнение указаний федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление государственным резервом, и его территориальных органов об отгрузке материальных ценностей государственного резерва.
Суд дал надлежащую оценку переписке сторон и пришел к правильному выводу об отсутствии указаний органа исполнительной власти, осуществляющего управление государственным резервом, и его территориальных органов, об отгрузке материальных ценностей государственного резерва какой-либо организации.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов, принятых в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и нормами материального и процессуального права, не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 11.11.2003 и постановление апелляционной инстанции от 24.03.2004 Арбитражного суда Тверского области по делу N А66-6238-03 оставить без изменений, а кассационную жалобу Центрального окружного управления Российского агентства по государственным резервам - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Лавриненко |
О.Ю. Нефедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 июня 2004 г. N А66-6238-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника