Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 июня 2004 г. N А05-13668/03-12
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д. и Малышевой Н.Н., рассмотрев 28.06.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.02.2004 по делу N А05-13668/03-12 (судья Ивашевская Л.И.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску Архангельской области (далее - налоговая инспекция, ИМНС) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Медицинская техника и технология" (далее - Общество, ООО "МТТ") 11 787 руб. штрафов: на основании пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за непредставление налоговых расчетов по сбору за право торговли и налога на рекламу; пункта 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налогов на добавленную стоимость, на рекламу и сбора за право торговли и пункта 1 статьи 126 НК РФ за непредставление документов по запросу налоговой инспекции (149 листов).
Решением суда от 16.02.2004 требования налогового органа удовлетворены частично.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ИМНС просит отменить судебный акт и удовлетворить требования о взыскании штрафов полностью, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Стороны о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, но представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ИМНС провела выездную проверку соблюдения ООО "МТТ" налогового законодательства за период с 01.01.2000 по 31.12.2001, в результате которой выявлены нарушения законодательства, о чем составлен акт от 04.06.2003 N 32-05-50ДСП.
На основании материалов проверки налоговым органом принято решение от 08.07.2003 N 32/2673 о привлечении налогоплательщика к ответственности за неуплату налогов и сборов, непредставление документов по запросу налогового органа и налоговых расчетов в установленный законодательством срок в виде 11 787 руб. 70 коп. штрафов.
В связи с неуплатой ООО "МТТ" штрафов в добровольном порядке налоговая инспекция 02.12.2003 обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании названной суммы.
В соответствии со статьей 5 НК РФ при принятии решения по результатам рассмотрения акта выездной проверки налоговая инспекция обязана соблюдать все требования, предусмотренные статьями 87, 89, 100 и 101 НК РФ. Согласно пункту 6 статьи 108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения до тех пор, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке.
Согласно статье 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 данной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб. (пункт 1). Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня (пункт 2 статьи 119 НК РФ).
Налоговые декларации представляются в налоговый орган по тем налогам, которые налогоплательщики обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (подпункт 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ). Следовательно, ответственность за непредставление налоговой декларации может наступать, если соответствующая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2003 N 316-О).
Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, то есть виновно совершенного противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность (статья 106, пункт 1 статьи 114 НК РФ).
При проверке налоговым органом установлено, что Общество не представило расчеты суммы сбора за право торговли за девять месяцев 2000 года, в связи с чем ООО "МТТ" привлечено к ответственности в виде взыскания 1 252 руб. 35 коп. штрафа. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования ИМНС в этой части, и кассационная инстанция не находит основания для отмены такого решения.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 18.02.98 N 29" следует читать "от 19.02.98 N 29"
Пунктом 5.17 Положения о сборе за право торговли, утвержденного решением Муниципального совета Северодвинска от 18.02.98 N 29 (далее - Положение), плательщики сбора за право торговли на основании бухгалтерского учета и отчетности "самостоятельно определяют сумму сбора и представляют в налоговую инспекцию в сроки, установленные для представления отчетности, с нарастающим итогом с начала года расчеты сумм сбора, подлежащего окончательной уплате в бюджет по форме согласно Приложению N 1 к Положению. Сумма налога определяется с учетом ранее внесенных платежей. Уплата в бюджет причитающихся сумм сбора по расчетам производится в пятидневный срок со дня, установленного для представления в налоговую инспекцию расчета суммы сбора за право торговли, по годовым - в десятидневный срок со дня, установленного для представления годового расчета сбора".
Согласно пункту 2 статьи 15 Закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете" организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Общество должно представить расчет сбора за право торговли в срок до 30.10.2000 (а не до 20.11.2000, как указал суд первой инстанции). Вместе с тем 17.10.2000 в газете "Северный рабочий" опубликовано решение Муниципального совета Северодвинска от 13.09.2000 N 125 "О внесении изменений и дополнений в Положение о сборе за право торговли, которым обязанность налогоплательщиков по представлению налоговых расчетов отменена.
Таким образом, ООО "МТТ" не могло быть привлечено к ответственности за непредставление налоговой декларации, поскольку соответствующая обязанность на момент наступления срока представления расчета сбора за право торговли за 9 месяцев 2000 года не предусмотрена Положением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Согласно пункту 3 статьи 161 НК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
С учетом требований подпункта 1 пункта 3 и пункта 5 статьи 24 НК РФ суд сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для привлечения ООО "МТТ" к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ в связи с отсутствием состава данного правонарушения, и кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.
Статьей 122 НК РФ соответственно и предусмотрена ответственность налогоплательщиков за неуплату сумм налога.
В данном случае Общество являлось налоговым агентом в силу статьи 24 НК РФ, за неисполнение обязанностей которого предусмотрена ответственность по статье 123 НК РФ, а именно: за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
Кассационная инстанция не находит оснований и для отмены решения в части отказа в удовлетворения# требований налоговой инспекции о взыскании штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
Налоговая инспекция в требовании от 08.04.2003 N 32/10753 указала на необходимость представить в пятидневный срок документы, необходимые для проведения выездной налоговой проверки (60 документов).
Документы получены налоговой инспекцией 16.04.2003.
Решением налоговой инспекции ООО "МТТ" согласно пункту 1 статьи 126 НК РФ привлечено к ответственности за непредставление в установленный срок необходимых для проведения выездной проверки документов и сведений в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый несвоевременно представленный документ.
Как следует из пункта 1 статьи 115 НК РФ, налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации налоговый орган обязан составлять акты только по результатам выездных налоговых проверок, то есть по результатам проведения иных форм налогового контроля их составление не обязательно. Положения пункта 1 статьи 115 НК РФ в части, касающейся составления акта, следует применять только в случаях привлечения налогоплательщика к ответственности по результатам выездной налоговой проверки. В остальных случаях шестимесячный срок исчисляется, как правило, со дня обнаружения соответствующего правонарушения.
День обнаружения налогового правонарушения определяется в каждом конкретном случае с учетом характера правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
В рассматриваемом деле штраф взыскивается за налоговое правонарушение - непредставление налогоплательщиком в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Из материалов дела следует, что о непредставлении ООО "МТТ" в установленный срок документов налоговой инспекции стало известно не позднее 16.04.2003, поскольку именно этим числом датировано поступление документов от Общества.
Статьями 82, 87 и 89 НК РФ не предусмотрен порядок оформления результатов проверки соблюдения налогоплательщиками сроков представления документов и сведений, необходимых для проведения выездной налоговой проверки, при их отражении в соответствующем документе (письме, акте, справке, решении о привлечении к налоговой ответственности). Поэтому датой обнаружения налогового нарушения следует считать дату составления такого документа, являющуюся одновременно и датой возбуждения производства по делу о налоговом правонарушении.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает правомерным отказ суда в удовлетворении заявления о взыскании с Общества 7 450 руб. штрафа, так как налоговой инспекцией пропущен установленный пунктом 1 статьи 115 НК РФ шестимесячный срок давности взыскания налоговых санкций.
Днем, с которого следует исчислять шестимесячный срок, определен датой направления налоговой инспекцией ООО "МТТ" требования о представлении документов с учетом даты их поступления, то есть не позднее 16.04.2003.
Поскольку заявитель обратился в суд 02.12.2003, то есть по истечение шестимесячного давностного срока, кассационная инстанция считает правомерным отказ суда во взыскании с Общества 7 450 руб. санкций за несвоевременное представление документов при проведении выездной налоговой проверки.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, подпунктом 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.02.2004 по делу N А05-13668/03-12 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 июня 2004 г. N А05-13668/03-12
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника