Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 июля 2004 г. N А56-33472/03
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 апреля 2005 г.
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 октября 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Лавриненко Н.В.,
судей Казанцевой Р.В. и Нефедовой О.Ю.,
при участии от ООО "Линк-Ойл Санкт-Петербург" Цупикова В.Н. (доверенность от 18.03.2004), от ОАО "Российские железные дороги" Васильева А.В. (доверенность от 25.05.2004), Колбинцева А.О. (доверенность от 25.05.2004), Суркова О.Н. (доверенность от 26.04.2004),
рассмотрев 30.06.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Линк-Ойл Санкт-Петербург" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2004 по делу N А56-33472/03 (судья Марченко Л.Н.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Линк Ойл Санкт-Петербург" (далее - ООО "Линк Ойл Санкт-Петербург") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному унитарному предприятию "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" (далее - ФГУП "ОЖД МПС РФ") об обязании ответчика внести изменения в запись на лицевом счете истца в Санкт-Петербургском ТехПД с указанием суммы 1 787 537 924 руб. 24 коп., незаконно списанной с лицевого счета в период с 01.02.2002. по 31.12.2002.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил свои требования и просил суд обязать ОАО "РЖД" в лице филиала ФГУП "ОЖД МПС РФ" внести изменения в запись на лицевом счете N 6179188 в Санкт-Петербургском ТехПД, восстановив сумму в размере 1 787 537 924 руб. 24 коп., неправомерно списанную в качестве провозных платежей.
Решением от 19.02.2004 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ООО "Линк Ойл Санкт-Петербург" просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение статей 313, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте", пункта 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменений, полагая, что при их принятии судом полно исследованы взаимоотношения сторон, а доводы подателя жалобы необоснованны.
В судебном заседании представитель ООО "Линк Ойл Санкт-Петербург" поддержал доводы кассационной жалобы и просил её удовлетворить.
Представители ОАО "РЖД" возражали против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции считает его подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором от 22.03.2001 ООО "Линк Ойл Санкт-Петербург" является оператором Министерства путей сообщения (л.д. 126, т. 1) и осуществляет деятельность по организации перевозок в собственном и арендованном подвижном составе. Между ООО "Линк Ойл Санкт-Петербург" и ФГУП "ОЖД МПС РФ" заключен договор от 25.01.2002 N 25 (л.д. 59-64, т. 1), согласно которому ООО "Линк Ойл Санкт-Петербург" оплачивает использование инфраструктуры ФГУП "ОЖД МПС РФ в соответствии с пунктом 5.1 договора на базе ставок тарифной политики Российских железных дорог и тарифного руководства N 1 Министерства путей сообщения (прейскурант 10-01). Для производства расчетов стороны используют соглашения о централизованных расчетах N 6179188 от 14.03.2000, N 6183263 от 14.03.2000 и N 6107215 от 24.08.2000. Полагая, что ответчик неправомерно списал с его лицевого счета в ТехПД 1 787 537 924 руб., ООО "Линк Ойл Санкт-Петербург" предъявило данный иск.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что с лицевого счета истца списание произведено не на основании договора от 24.01.2002 N 25; спорная сумма соответствует провозной плате, исчисленной по ставкам тарифной политики железных дорог государств - участников Содружества Независимых Государств на перевозки грузов в международном сообщении на 2002 фрахтовый год (далее - Тарифная политика), за услуги по перевозке грузов, отправителем которых являлось общество с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Киришинефтеоргсинтез" (далее - Объединение); поскольку имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что ООО "Линк Ойл Санкт-Петербург" осуществляло оплату выполненных ответчиком перевозок за грузоотправителя, то к грузоотправителю и следует предъявить иск о взыскании спорной суммы.
Кассационная инстанция считает, что суд применил норму права, не подлежащую применению.
Согласно статье 313 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично.
Статья 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 31 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации и параграф 1 статьи 15 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении прямо указывают, что провозные платежи уплачиваются отправителем груза или его получателем. Ни одной из названных норм не предусмотрена возможность оплаты провозной платы третьим лицом, не являющимся стороной договора перевозки.
Отношения сторон урегулированы договором от 24.01.2002 N 25, в соответствии с которым истец должен вносить плату за пользование инфраструктурой. Расчеты между сторонами производятся на основании соглашений о централизованных расчетах от 14.03.2000 N 6179188 и N 6183263 и от 24.08.2000 N 6107215.
Пунктом 1 соглашения от 14.03.2000 N 6179188 предусмотрена уплата истцом провозных платежей. В этой части указанное соглашение ничтожно на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку противоречит названным нормам.
Следовательно, суду надлежало установить, на каком основании дорога удерживала с истца провозную плату.
В материалах дела имеются два договора, заключенные между ООО "Линк Ойл Санкт-Петербург" и Объединением: от 01.08.2000 N 8/К (л.д. 29-32, т. 2) и договор без даты и номера со сроком действия с 01.03.2002 по 31.12.2002 (л.д. 33-35, т. 2). В названных договорах имеются пункты 2.1.6 и 2.1.5 соответственно, которые содержат условие о том, что ООО "Линк Ойл Санкт-Петербург", являющееся экспедитором производит расчеты с железными дорогами, но не за свой счет, а за счет грузоотправителя. Указанные договоры не были предметом исследования и оценки суда. Объединение к участию в деле не привлечено.
В силу части 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (третьих лиц).
Следовательно, суду надлежало тщательно исследовать порядок исполнения этих договоров, установить действительные отношения сторон и Объединения в спорный период с целью определения надлежащего плательщика провозной платы.
Что касается исчисления провозной платы на основании Тарифной политики, как указал суд, то размеры провозной платы, установленные тарифной политикой на 2002 фрахтовый год, нельзя рассматривать как ставки тарифа, подлежащие обязательному применению.
Согласно статье 10 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" (1995 г.) тарифы на перевозки пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа по железным дорогам Российской Федерации устанавливаются на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 Положения государственное регулирование тарифов осуществляют в пределах своей компетенции Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации и Министерство путей сообщения Российской Федерации на основании решений Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте путем утверждения и введения в действие тарифов или их предельного уровня, контроля за правильностью применения утвержденных в установленном порядке тарифов или их предельного уровня.
Доказательств, свидетельствующих о том, что комиссией утверждены предусмотренные Тарифной политикой ставки провозной платы на перевозку грузов в международном сообщении на 2002 год, железной дорогой не представлено.
Доказательств, свидетельствующих о том, что комиссией утверждены предусмотренные Тарифной политикой ставки провозной платы на перевозку грузов в международном сообщении на 2002 год, железной дорогой не представлено.
В протоколе комиссии от 21.11.01 содержится лишь поручение Министерству путей сообщения России опубликовать Тарифную политику железных дорог государств - участников СНГ на 2002 фрахтовый год и объявить порядок ее применения.
Таким образом, размеры провозной платы, установленные Тарифной политикой на 2002 год, нельзя рассматривать как ставки тарифа, подлежащие обязательному применению в связи с несоблюдением порядка их применения.
При таком положении кассационная инстанция считает решение суда подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное, обсудить вопрос о привлечении к участию в деле Объединения, тщательно исследовать и определить правовую природу отношений сторон, установить, кто в данном случае является надлежащим плательщиком провозной платы с учетом договоров, заключенных между истцом и Объединением, и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2004 по делу N А56-33472/03 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение того же арбитражного суда.
Председательствующий |
Н.В.Лавриненко |
О.Ю.Нефедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 июля 2004 г. N А56-33472/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника