Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 июля 2004 г. N А56-7744/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Коробова К.Ю., Марьянковой Н.В., при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу Яковлева Д.А. (доверенность от 06.05.2004 N 03-05/5591),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по городу Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.04.2004 по делу N А56-7744/04 (судья Зотеева Л.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Альпина" (далее - ООО "Альпина") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по городу Санкт-Петербургу (далее - ИМНС РФ) от 03.02.2004 N 01-53/36 о привлечении ООО "Альпина" к административной ответственности и назначении административного наказания в виде наложения штрафа в размере 40 000 руб. за нарушение Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или расчетов) с использованием платежных карт" от 22.05.03 N 54-ФЗ по основаниям, установленным статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 26.04.2004 заявленные требования ООО "Альпина" удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ИМНС РФ просит отменить решение суда от 26.04.2004, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель ИМНС РФ подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. ООО "Альпина" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 13.01.2004 ИМНС РФ проведена проверка соблюдения Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или расчетов) с использованием платежных карт" от 22.05.03 N 54-ФЗ (далее - Закон) в помещении магазина, принадлежащего ООО "Альпина", расположенного по адресу: город Санкт-Петербург, Загородный проспект, дом 34.
В ходе проверки ИМНС РФ установлено наличие у ООО "Альпина" контрольно-кассовой машины (далее - ККМ) марки "SAMSUNG ER 4615 RF" N В7А980702163, зарегистрированной в установленном порядке, которая исправна и имеет пломбу ЦТО, фискальную память.
Однако ИМНС РФ установила, что согласно банковским выпискам от 06.12.2003, 20.12.2003 и 30.12.2003 и чекам, пробитым на банковском платежном терминале, по платежным картам были получены денежные средства в сумме 2890 руб., 2790 руб. и 11 550 руб. соответственно, которые не проходят по контрольной ленте.
По результатам проведенной проверки ИМНС РФ составлены акт от 13.01.2004 N 21/21 и протокол об административном правонарушении от 28.01.2004 N 32 на основании которых ИМНС РФ вынесено постановление от 03.02.2004 N 01-53/36 о назначении административного наказания в виде наложения штрафа в размере 40 000 руб. за нарушение Закона по основаниям, установленным статьей 14.5 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением ИМНС РФ от 03.02.2004 N 01-53/36 ООО "Альпина" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением суда от 26.04.2004 заявленные требования были удовлетворены, постановление ИМНС РФ от 03.02.2004 N 01-53/36 признано незаконным и отменено, а ООО "Альпина" освобождено от административного наказания ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.
Статьей 2 Закона предусмотрено, что контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использование платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Положениями статьи 14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин.
Судом на основании материалов дела и объяснений директора ООО "Альпина" установлено, что при оплате товаров по кредитным картам кассовые чеки на ККМ не пробивались, так как ООО "Альпина" использовался электронный терминал, установленный ОАО "ПСБ", по которому пробивалось два чека: один выдавался покупателю, а другой с подписью покупателя, оставался в магазине. ККМ применялась только при осуществлении наличных расчетов за проданный товар.
Статьей 1 Закона предусмотрено, что наряду с ККМ при осуществлении денежных расчетов могут применяться электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы, соответствующие требованиям, предусмотренным статьей 4 названного Закона, а именно: они должны быть зарегистрированы в установленном порядке и опломбированы.
Судом в данном случае установлено несоответствие электронного терминала указанным условиям.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает правомерным вывод суда об обоснованном привлечении ООО "Альпина" к административной ответственности за совершенное правонарушение.
Положениями статьи 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Кассационная инстанция не может согласиться с выводом суда о том, что такое правонарушение, как неприменение контрольно-кассовой машины, является малозначительным. Указанное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы. В целях соблюдения этого порядка на организации и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность применения ККМ при осуществлении денежных расчетов.
Для привлечения к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ достаточно факта неприменения контрольно-кассовой машины. Вывод суда об отсутствии вины ООО "Альпина" в неприменении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением ничем не мотивирован.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что ИМНС РФ не нарушен порядок привлечения ООО "Альпина" к административной ответственности (протокол составлен в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ), а также то, что факт административного правонарушения подтвержден материалами дела, кассационная инстанция считает правильным обжалуемое решение суда отменить и в удовлетворении заявленных ООО "Альпина" требований отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.04.2004 по делу N А56-7744/04 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Альпина" о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по городу Санкт-Петербургу от 03.02.2004 N 01-53/36 отказать.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
К.Ю. Коробов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения лицо может быть освобождено от административной ответственности.
По мнению общества, совершенное им правонарушение является малозначительным, т.к. ККМ не применялся только при оплате товара по кредитным картам. При наличных же денежных расчетах ККМ использовалась.
Налоговый орган полагает, что для привлечения к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ достаточно факта неприменения ККМ. Поэтому оснований для освобождения от ответственности нет.
Проанализировав представленные доказательства, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что правонарушение, совершенное обществом, малозначительным не является.
Статьей 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" предусмотрено обязательное применение ККМ всеми организациями при осуществлении наличных денежных расчетов за проданный товар.
Суд отметил, что материалами дела подтвержден факт неприменения обществом ККМ при оплате товаров кредитными картами. При этом суд признал несостоятельным довод общества о том, что ККМ он применять не обязан в связи с использованием электронного терминала.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 54-ФЗ наряду с ККМ при осуществлении денежных расчетов могут применяться электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы, которые должны быть зарегистрированы в установленном порядке и опломбированы.
Суд установил, что применяемый обществом терминал указанным требованиям не отвечает.
Так же суд кассационной инстанции признал необоснованным вывод нижестоящего суда о малозначительности правонарушения. При этом указал, что данное правонарушение посягает на установленный законом порядок общественных отношений в сфере торговли и правила государственной разрешительной системы.
На основании изложенного суд поддержал позицию налогового органа, решение по делу отменил, кассационную жалобу налогового органа удовлетворил.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 июля 2004 г. N А56-7744/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника