Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 июля 2004 г. N А56-46588/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Кочеровой Л.И., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу Петуховой Е.А. (доверенность от 01.06.2004 N 03-04/7137, от общества с ограниченной ответственностью "СТР" Васильева М.Е. (доверенность от 05.01.2004 N 2/С),
рассмотрев 22.07.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу на решение от 27.01.2004 (судья Саргин А.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 13.04.2004 (судьи Цурбина С.И., Спецакова Т.Е., Градусов А.Е.) Арбитражного суда города Cанкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-46588/03,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СТР" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга (правопреемник - Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу, далее - налоговая инспекция), выразившееся в невозвращении 8 859 руб. 35 коп. процентов за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту за октябрь 2002 года из бюджета и обязании налоговой инспекции возвратить Обществу указанную сумму процентов.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Общество уточнило заявленные требования и просит взыскать с налоговой инспекции 8 859 руб. 35 коп. процентов за несвоевременный возврат НДС по экспорту за октябрь 2002 года.
Решением от 27.01.2004 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.04.2004 решение суда изменено в части суммы процентов. Суд, учитывая уточненный расчет суммы процентов, представленный Обществом, взыскал с налогового органа 8 712 руб. 91 коп. процентов.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
По мнению подателя жалобы, принятие судом решения о взыскании с налоговой инспекции суммы процентов неправомерно, поскольку возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства, а налоговый орган только начисляет сумму процентов. Кроме того, сумма процентов начисляется налоговым органом за нарушение сроков, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а не за принятие "неправомерного", с точки зрения налогоплательщика, решения об отказе в возмещении НДС.
Представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция установила следующее.
Как следует из материалов дела, Общество представило в налоговую инспекция налоговую декларацию по НДС по экспортным операциям за октябрь 2002 года. Вместе с декларацией Общество представило документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и право на возмещение названного налога.
Налоговая инспекция провела камеральную проверку представленной Обществом налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов за октябрь 2002 года, в результате которой приняла решение от 20.02.2003 N 49-11/148 об отказе в возмещении 131 792 руб. НДС по экспорту за октябрь 2002 года.
Общество с данным решением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного решения недействительным и обязании налогового органа возместить 131 792 руб. НДС за октябрь 2002 года, 6 919 руб. 08 коп. процентов за несвоевременный возврат суммы НДС.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.2003 по делу N А56-15412/03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.08.2003, указанное решение налогового органа признано недействительным. Также суд обязал налоговую инспекцию возместить 131 792 руб. НДС и 5 205 руб. 78 коп. процентов, исчисленных за период с 14.03.2003 по 06.06.2003.
Управление федерального казначейства МФ РФ по городу Санкт-Петербургу платежными поручениями от 31.10.2003 N 227 и N 231 осуществило возврат Обществу 131 792 руб. НДС на основании заключения налогового органа от 22.10.2003 N 4000835 и 5 206 руб. процентов за несвоевременный возврат НДС на основании заключения налогового органа от 22.10.2003 N 4000837 соответственно.
При возврате указанных сумм налога и процентов по решению суда налоговый орган в нарушение требований пункта 4 статьи 176 НК РФ не начислил на возвращаемую с задержкой сумму налога и процентов проценты, предусмотренные пунктом 4 статьи 176 НК РФ, за период с 07.06.2003 по 31.10.2003.
Общество, считая бездействие налогового органа незаконным, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, указал на правомерность заявленных Обществом требований.
Суд апелляционной инстанции, не согласившись с выводом суда первой инстанции о правильности представленного Обществом расчета суммы процентов и с учетом представленного налогоплательщиком уточненного расчета, изменил решение суда в части суммы процентов.
Кассационная инстанция, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает, что суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 69 АПК РФ решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.2003 по делу N А56-15412/03, оставленное без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.08.2003, имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
Суд кассационной инстанции считает необоснованным довод налоговой инспекции о том, что сумма процентов начисляется налоговым органом за нарушение сроков, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ, а не за принятие "неправомерного", с точки зрения налогоплательщика, решения об отказе в возмещении НДС.
Условия и порядок возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного организацией-экспортером поставщикам товарно-материальных ценностей, изложены в пункте 4 статьи 176 НК РФ.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "в пункте 7 статьи 164 НК РФ" следует читать "в пункте 6 статьи 164 НК РФ"
В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ суммы налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и соответствующих документов. В течение этого срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. В абзаце десятом пункта 4 статьи 176 НК РФ указано, что налоговый орган обязан принять решение о возврате сумм налога из бюджета не позднее последнего дня трехмесячного срока и в этот же срок направить это решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства.
Возврат сумм осуществляется органами Федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. Если такое решение не получено соответствующим органом Федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.
При нарушении установленных в пункте 4 статьи 176 НК РФ перечисленных сроков на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Эти проценты являются компенсацией потерь налогоплательщика за несвоевременный возврат из бюджета причитающихся ему денежных средств.
Признание судом недействительным решения налогового органа об отказе (полностью или частично) в возмещении налогоплательщику налога из бюджета свидетельствует о неисполнении налоговым органом обязанности вынести в установленный срок законное и обоснованное решение.
С учетом положений подпункта 1 пункта 1 статьи 32 НК РФ о безусловной обязанности налоговых органов соблюдать законодательство о налогах и сборах следует сделать вывод о том, что в пункте 4 статьи 176 НК РФ имеется в виду только законное и обоснованное решение налогового органа.
Если же вынесенное налоговой инспекцией решение признано судом недействительным, это означает, что налоговый орган в установленный срок не вынес законное решение, которое должно быть принято - решение о возмещении из бюджета указанной в декларации суммы налога.
Поскольку последствием вынесения налоговым органом незаконного решения является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся налогоплательщику денежных средств, он вправе получить компенсацию потерь в виде процентов.
В данном случае налоговая инспекция незаконно не возместила Обществу путем возврата из бюджета на его расчетный счет 131 792 руб. НДС за октябрь 2002 года в сроки, установленные пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
Суд кассационной инстанции считает правильным вывод суда апелляционной инстанции об обоснованности представленного Обществом уточненного расчета суммы процентов.
Суд кассационной инстанции также считает необоснованным довод налоговой инспекции о том, что суд неправомерно удовлетворил ходатайство Общества об уточнении заявленных требований, которым просил взыскать сумму процентов с налоговой инспекции, поскольку возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства, а налоговый орган только начисляет сумму процентов.
Согласно положениям статьи 199 АПК РФ в заявлении о признании незаконным бездействия должно быть указано требование заявителя о признании бездействия незаконным.
Согласно пункту 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу оспаривании бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого бездействия незаконным и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В данном случае требование заявлено в рамках статьи 201 АПК РФ как применение последствий допущенного нарушения и волеизъявление налогоплательщика направлено на получение процентов, порядок начисления которых определен 176 НК РФ.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты соответствуют действующему законодательству, а следовательно, оснований для их отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 27.01.2004 и постановление апелляционной инстанции от 13.04.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-46588/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 июля 2004 г. N А56-46588/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника