Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 февраля 2001 г. N А05-7375/00-520/10
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Абакумовой И.Д., Петренко А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.11.2000 по делу N А05-7375/00-520/10 (судья Пигурнова Н.И.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - ИМНС по Архангельску, налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СК" (далее - общество) о взыскании на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации 6720 руб. штрафа по налогу на прибыль и 75 руб. 20 коп. по сбору на нужды образовательных учреждений за неполную уплату указанных налога и сбора в результате неправильного их исчисления, всего - 6795 руб. 20 коп.
Решением арбитражного суда от 20.11.2000 в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 20.11.2000 и принять новое, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
Стороны о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие сторон.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, обществом 05.07.2000 сданы в налоговую инспекцию расчет налога по фактической прибыли за 1-й квартал 2000 года и отчет о сумме сбора на нужды образовательных учреждений за этот же период.
Налоговой инспекцией проведена камеральная проверка представленных расчетов, о чем составлены акты от 31.07.2000 N 16-23/107К и N 16-23/100К.
В ходе проверки установлено, что общество неправомерно пользовалось льготами по налогу на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет, и по сбору на нужды образовательных учреждений также в части, зачисляемой в областной бюджет, что повлекло недоплату указанных налогов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой инспекцией ответчику должно быть направлено требование об уплате налогов, однако такое требование, а также доказательства, подтверждающие его направление, в деле отсутствуют.
Акты проверок также не были направлены обществу до принятия решения, доказательства отсылки актов в деле отсутствуют.
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговой инспекцией 10.08.2000 принято решение N 16-23/4457К о привлечении ответчика к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль и сбора на нужды образовательных учреждений в результате неправильного их исчисления. Решением также взысканы налог и сбор.
На основании решения налоговой инспекцией по состоянию на 11.08.2000 выписано требование N 16-23/4608 об уплате в срок до 21.08.2000 налога, сбора и штрафов.
Требование направлено обществу 18.08.2000 и получено им 21.08.2000.
Принимая решение об отказе в иске, суд указал, что камеральная проверка не может являться основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности за неуплату или неполную уплату налогов, поскольку правильность составления налогоплательщиком декларации, а следовательно, и точную сумму неуплаченных налогов, налоговый орган может установить только проверив первичные документы в ходе выездной налоговой проверки. Налоговая инспекция не может указать точную сумму неуплаченного налога, а следовательно, и доказать событие налогового правонарушения. Таким образом у налоговой инспекции нет оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности согласно пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки.
Согласно статье 88 Кодекса камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то согласно абзацам 3 и 4 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести в установленный срок соответствующие изменения. При проведении камеральной проверки налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Такое сообщение в материалах дела отсутствует, и налоговая инспекция не ссылается на его направление ответчику.
При этом составление акта по результатам камеральной проверки Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Из абзаца 5 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что на суммы доплат по налогам, выявленные по результатом камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пеней. Данное требование имеет иное значение, чем требование, предусмотренное статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в нем налогоплательщик по сути информируется о результатах проведенной камеральной проверки.
В материалах дела такое требование отсутствует, и налоговая инспекция не указывает на него.
Неисполнение налогоплательщиком этого требования, в том числе направление им возражений на него, является основанием для рассмотрения налоговым органом материалов камеральной проверки в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.
В данном случае ответчик был лишен возможности представить возражения. В деле отсутствуют доказательства заблаговременного извещения налоговым органом налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки, а также того, что материалы проверки рассматривались в присутствии представителя ответчика.
По результатам проверки налоговый орган принимает одно из решений, перечисленных в пункте 2 статьи 101 Кодекса. Решение о доначислении по результатам камеральной проверки налогов и пеней принимается налоговым органом и в случае отказа в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате недоимки по налогу и пеней в соответствии с абзацем вторым статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, а также предлагает налогоплательщику добровольно уплатить сумму налоговой санкции в соответствии с пунктом 1 статьи 104 Кодекса.
Согласно пункту 6 статьи 101 Кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований этой статьи может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
В данном случае должностными лицами налогового органа установленный Налоговым кодексом Российской Федерации порядок привлечения ответчика к налоговой ответственности по результатам камеральной проверки не соблюден, а следовательно по указанным основаниям решение отмене не подлежит.
При привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по материалам камеральной проверки налоговой инспекцией как и при выездной налоговой проверке должны соблюдаться права и гарантии налогоплательщика, установленные Кодексом.
Кроме того, согласно решению налоговая инспекция привлекла общество к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль за 1-й квартал 2000 года.
Вместе с тем, как следует из пункта 3 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, понятия "налогоплательщик", "объект налогообложения", "налоговая база", "налоговый период" и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в налоговых правоотношениях в значениях, определяемых в соответствующих статьях Кодекса.
Согласно статьям 8 и 52 Налогового кодекса Российской Федерации налог - это обязательный платеж, взимаемый с организаций или физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и подлежащий уплате по итогам налогового периода исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Понятие налоговой базы дано в статье 53 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению.
В статье 55 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.99 N 154-фз) указано, что под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 и пунктом 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", пунктами 5.2 и 5.6 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 10.08.95 N 37 налоговым периодом по налогу на прибыль установлен календарный год. Этот налоговый период согласно названному Закону состоит из трех отчетных периодов - первого квартала, полугодия, девяти месяцев. По итогам отчетных периодов предусмотрена уплата авансовых платежей, которые являются промежуточными платежами.
Однако такие платежи собственно налогом на прибыль не являются, поскольку налог уплачивается с налоговой базы, определяемой только по итогам налогового, а не отчетного периода. Несмотря на сходство авансовых платежей, уплачиваемых по итогам отчетных периодов, с налогами, уплачиваемыми по итогам налоговых периодов, законодатель не допускает их смешения, специально вводя разные понятия. Ошибочно посчитав налоговым периодом по налогу на прибыль отчетный период - 1-й квартал 2000 года, налоговая инспекция доначислила сумму авансового платежа, указав его как налог.
Пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).
Ответственность за неполную уплату авансовых платежей данной нормой не установлена.
Следовательно, отсутствуют и основания для взыскания штрафа.
В то же время вывод суда первой инстанции о том, что привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности за неуплату или неполную уплату налогов возможно только на основании акта выездной налоговой проверки, не соответствует действующему законодательству. В статьях 101 и 122 Налогового кодекса Российской Федерации не указано, что данные нормы применяются только при проведении выездной налоговой проверки.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.11.2000 по делу N А05-7375/00-520/10 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
А.Д. Петренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 февраля 2001 г. N А05-7375/00-520/10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника