Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 августа 2004 г. N А56-24980/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Власовой М.Г., Сергеевой И.В.,
при участии предпринимателя Галко Сергея Владимировича,
рассмотрев 04.08.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.04.2004 по делу N А56-24980/03 (судья Новикова Т.В.),
установил:
Предприниматель Галко Сергей Владимирович (свидетельство о государственной регистрации от 08.09.95 N 1858) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) о понуждении ответчика заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 78:15106:27 общей площадью 413 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пос. Шушары, ул. Школьная, д. 2, лит. Г, на условиях предложенного истцом проекта договора.
Решением от 09.04.2004 заключен договор купли-продажи названного земельного участка на условиях согласованного сторонами проекта договора по выкупной цене 83 995 руб. 50 коп.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе КУГИ просит решение от 09.04.2004 отменить, исковое заявление оставить без рассмотрения, ссылаясь на несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании Галко С.В. просил оставить решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
КУГИ извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направил, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 08.05.2001 серии 78-ВЛ N 250974 предприниматель Галко С.В. является собственником нежилого здания общей площадью 120 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пос. Шушары, ул. Школьная, д. 2, лит. Г.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации истец как собственник здания имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором расположено его недвижимое имущество. В связи с этим и в соответствии с пунктом 5 названной нормы Земельного кодекса Российской Федерации 03.02.2003 Галко С.В. обратился в КУГИ с заявкой о приобретении права собственности на спорный земельный участок.
Поскольку в нарушение пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации КУГИ в двухнедельный срок не подготовил проект договора купли-продажи земельного участка и не направил его истцу, предприниматель направил в адрес КУГИ проект договора купли-продажи земельного участка в процессе приватизации, произведя расчет выкупной цены в соответствии с нормативными актами, действовавшими на момент обращения с офертой.
В связи с уклонением КУГИ от заключения данного договора предприниматель на основании пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Кассационная инстанция считает, что суд пришел к правомерному выводу о наличии у истца права выкупа истребуемого земельного участка.
Границы подлежащего выкупу земельного участка, утвержденные распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 16.12.2002 N 1083, определены с учетом фактически используемой истцом площади земельного участка и в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Пунктом 2 статьи 43 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что с даты вступления в силу названного закона продажа государственного и муниципального имущества осуществляется в порядке, предусмотренном данным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 названного закона собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Аналогичное право собственников зданий, строений, сооружений предусмотрено пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о продаже земельного участка и подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка принимает исполнительный орган государственной власти, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков.
Наличие у КУГИ права предоставления земельных участков на условиях договора аренды организациям и гражданам - собственникам объектов недвижимости подтверждается пунктами 2.17, 2.18, 3.1.2 Положения о КУГИ, утвержденного распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 02.12.94 N 1218-р, и пунктом 2 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга "О структуре Администрации Санкт-Петербурга".
Кассационная инстанция также считает, что суд правильно установил цену выкупа земельного участка.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков стоимость земельных участков определяется исходя из кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. На основании пункта 2 названной статьи конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Это подтверждается и пунктом 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представленных органов местного самоуправления в пределах, установленных названным Кодексом.
Таким образом, в Санкт-Петербурге ставки земельного налога устанавливаются правовым актом субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербурга.
Распоряжением администрации Санкт-Петербурга от 20.11.2001 N 1191-ра "Об установлении цены земли в Санкт-Петербурге" цена земли в Санкт-Петербурге установлена за 1 кв.м в ставках земельного налога по административным районам Санкт-Петербурга и зонам градостроительной ценности территорий. Для зоны градостроительной ценности БПШ2, в которой расположен выкупаемый земельный участок, цена земли составляет 13 ставок земельного налога.
В соответствии с приложением 2 к Закону Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" ставка земельного налога по административному району и зоне градостроительной ценности БПШ2 составляет 1,395 руб. за 1 кв.м.
Согласно статье 3 Закона Санкт-Петербурга от 11.11.2003 N 625-93 "Об отдельных вопросах налогообложения в Санкт-Петербурге" ставки земельного налога, дифференцированные Законом Санкт-Петербурга N 129-21 по административным районам Санкт-Петербурга и зонам градостроительной ценности территорий, применяются в 2004 году по отношению к 1998 году с коэффициентом 9,504.
Таким образом, цена выкупа спорного земельного участка определяется следующим образом: 413 кв.м х 1,395 руб. х 13 х 9,504 = 71 182 руб. 63 коп., что с учетом налога на добавленную стоимость составляет 83 995 руб. 50 коп.
Поскольку именно такая цена выкупаемого участка указана в пункте 2.1 предложенного истцом проекта договора купли-продажи с учетом расчета, произведенного КУГИ (л.д. 78), который ответчиком не оспаривается, суд обоснованно обязал КУГИ заключить с предпринимателем Галко С.В. договор купли-продажи спорного земельного участка на условиях проекта договора в указанной сумме.
Довод подателя жалобы о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора кассационная инстанция считает несостоятельным. До предъявления настоящего иска Галко С.В. обращался в КУГИ с офертой и приложенным к ней проектом договора с указанием цены выкупа, рассчитанной в соответствии с нормативными актами, действующими на момент предъявления иска. Поскольку указанная в судебном акте выкупная цена земельного участка рассчитана и предложена КУГИ на основании нормативных актов, действовавших на момент принятия решения, то есть на 09.04.2004, то от истца не требовалось направления новой оферты ответчику.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.04.2004 по делу N А56-24980/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
И.В. Сергеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 августа 2004 г. N А56-24980/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника