Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 августа 2004 г. N А44-904/04-С9
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Блиновой Л.В., судей Бухарцева С.Н., Корпусовой О.А., рассмотрев 10.08.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великий Новгород на решение Арбитражного суда Новгородской области от 06.04.04 по делу N А44-904/04-С9 (судья Куропова Л.А.),
установил:
Федеральное государственное учреждение "Новгородская станция по борьбе с болезнями животных" (далее - учреждение) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великий Новгород (далее - инспекция) от 15.01.04 N 16-16/157 в части привлечения его к налоговой ответственности в виде штрафов по статьям 119 и 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в том числе: 98 622 руб. за неполную уплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС); 120 185 руб. за непредставление декларации по НДС за I квартал 2003 года; 60 657 руб. штрафа за непредставление декларации по НДС за II квартал 2003 года; 494 109 руб. в части доначисления НДС; 56 505 руб. пеней за несвоевременную уплату НДС и 100 руб. штрафа за непредставление декларации по налогу на прибыль за II квартал 2003 года; а также о признании недействительным требования от 20.01.04 об уплате налога и пеней N 16-36/2, выставленного во исполнение вышеназванного решения налогового органа.
Решением суда от 06.04.04 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом неправильно применены нормы материального права. Инспекция ссылается на то, что оказание ветеринарных услуг подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ, поскольку станции по борьбе с болезнями животных, ветеринарные лаборатории субъектов Российской Федерации, районов и городов не выполняют функции органов государственной власти и управления, а задачи в области ветеринарии не являются их исключительными полномочиями.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены, однако их представители в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого определения проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка учреждения по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов, в том числе единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности за период с 01.01.2000 по 30.06.03.
Проверкой установлено, что учреждение в 2003 году неправомерно применяло систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении таких услуг, как лабораторные исследования и проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продовольственного сырья и пищевых продуктов животного и растительного происхождения, оказываемых юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица. Сумма выручки за I - II кварталы 2003 года от оказания таких услуг составила 2 465 548 руб. Неуплата налога на добавленную стоимость с указанной суммы составила 493 109 руб.
По результатам проверки составлен акт от 16.12.03 N 16-16/157 и принято решение от 15.01.04 N 16-16/157 о привлечении учреждения к налоговой ответственности в виде штрафов по статьям 119 и 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в том числе: 98 622 руб. за неполную уплату НДС; 120 185 руб. за непредставление декларации по НДС за I квартал 2003 года; 60 657 руб. штрафа за непредставление декларации по НДС за II квартал 2003 года; 494 109 руб. в части доначисления НДС; начисление 56 505 руб. пеней за несвоевременную уплату НДС и 100 руб. штрафа за непредставление декларации по налогу на прибыль за II квартал 2003 года.
Инспекция в ходе проведения проверки сделала вывод о том, что деятельность учреждения в части оказания услуг по лабораторному исследованию и проведению ветеринарно-санитарной экспертизы не является видом деятельности по оказанию ветеринарных услуг.
По мнению инспекции, в отношении такой деятельности не может применяться система налогообложения в виде налога на вмененный доход. В обоснование своего вывода инспекция указывает, что для целей главы 26.3 НК РФ под ветеринарными услугами следует понимать платные услуги, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 по коду подгруппы 083000, то есть услуги, связанные с лечением домашних животных в ветеринарных лечебницах и на дому.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение не согласилось с данными выводами инспекции, поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит сведений о том, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться только в отношении ветеринарных услуг, которые оказываются населению.
В соответствии со статьей 346.27 НК РФ по Общероссийскому классификатору услуг населению объектами налогообложения являются услуги населению, оказываемые предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм собственности и гражданами, использующими различные формы и методы обслуживания, в том числе и ветеринарные услуги. В связи с этим ссылка инспекции на то, что для целей применения главы 26.3 НК РФ под ветеринарными услугами понимаются только платные услуги, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, не может являться обоснованной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении поименованных в ней видов деятельности, в том числе и оказания ветеринарных услуг.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.26 НК РФ законами субъектов Российской Федерации определяется порядок введения единого налога на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного пунктом 2 названной статьи.
Подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 1 Закона Новгородской области от 22.11.02 N 89-ОЗ "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности", принятого постановлением Новгородской областной Думы от 20.11.02 N 251-III ОД, установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие ветеринарные услуги, являются плательщиками единого налога на вмененный доход.
Согласно пункту 2 Правил оказания платных ветеринарных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.98 N 898, к ветеринарным услугам относятся все виды лабораторных исследований, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения, пищевых продуктов животного и растительного происхождения непромышленного изготовления, предназначенных для продажи на продовольственных рынках, а также некачественных и опасных в ветеринарном отношении пищевых продуктов животного происхождения.
Таким образом, вывод инспекции о неправомерности применения учреждением единого налога на вмененных доход при оказании услуг по указанному виду ветеринарных услуг является необоснованным и противоречит законодательству. Соответственно необоснованно доначисление НДС, пеней и привлечение учреждения к ответственности за неуплату НДС, непредставление деклараций по НДС и по налогу на прибыль.
Наряду с этим в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения по НДС выполнение работ (оказание услуг) организациями, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг), установлена законодательством Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Согласно уставу заявитель является учреждением ветеринарии.
В соответствии с Положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.04 N 706 (далее - Положение), станции по борьбе с болезнями животных являются органами государственного управления в составе Государственной ветеринарной службы Российской Федерации и входят в структуру Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 19.06.04 N 706" следует читать "от 19.06.94 N 706"
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 14.05.93 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) определено, что одной из задач ветеринарии является осуществление государственного ветеринарного и ведомственного ветеринарно-санитарного надзора.
Согласно статье 5 Закона о ветеринарии станции по борьбе с болезнями животных входят в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, которая осуществляет государственный ветеринарный надзор. В соответствии с Положением станции по борьбе с болезнями животных являются органами государственного управления в составе Государственной ветеринарной службы Российской Федерации и входят в структуру Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения государственный ветеринарный надзор в Российской Федерации представляет собой систему контроля за соблюдением требований ветеринарных правил, норм и правил ветеринарно-санитарной экспертизы по безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов и продовольственного сырья животного происхождения, условий их заготовки, подготовки к производству, изготовления, ввоза на территорию Российской Федерации, хранения, транспортировки и поставок.
Лабораторные исследования и ветеринарно-санитарные экспертизы проводились учреждением по договорам возмездного оказания услуг с предприятиями - товаропроизводителями мясной и молочной продукции в рамках требований, установленных Законом о ветеринарии и Положением.
Таким образом, ветеринарные услуги оказывались учреждением как органом государственной власти в рамках выполнения возложенных законодательством на органы ветнадзора исключительных полномочий.
В соответствии со статьей 8 Закона о ветеринарии государственный ветеринарный надзор - это деятельность органов управления, учреждений и организаций Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, направленная на профилактику болезней животных и обеспечение безопасности в ветеринарном отношении продуктов животноводства путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации.
Статьей 10 названного закона предусмотрено, что главные государственные ветеринарные инспектора, другие должностные лица Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, осуществляющие государственный ветеринарный надзор, являются представителями органов федеральной исполнительной власти и находятся под защитой государства.
Согласно статье 24 названного закона главные государственные ветеринарные инспектора районов вправе рассматривать дела о правонарушениях и налагать взыскания от имени соответствующих органов государственного ветеринарного надзора.
Из изложенного следует, что учреждение является органом государственного управления.
Необоснованна ссылка инспекции на пункт 2 Положения, которым предусмотрено, что органами государственного ветеринарного надзора являются органы управления, учреждения и организации Государственной ветеринарной службы Российской Федерации. В данном случае идет речь не об органах государственного управления, а об органах управления Государственной ветеринарной службы.
По мнению кассационной инстанции, правомерен вывод суда первой инстанции и о том, что учреждение, являясь государственным учреждением ветеринарного обслуживания, фактически выполняет и функции органа государственного управления, а деятельность учреждения осуществляется в рамках выполнения возложенных на него Законом о ветеринарии исключительных полномочий в сфере ветеринарии.
Из изложенного следует, что учреждение не является плательщиком названного налога и, следовательно, не несет ответственность по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации. При таких обстоятельствах оснований выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и оснований для отмены решения суда не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 06.04.04 по делу N А44-904/04-С9 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великий Новгород - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 августа 2004 г. N А44-904/04-С9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника