Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 сентября 2004 г. N А56-32914/03
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 января 2006 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 сентября 2005 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 августа 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Коробова К.Ю.,
судей Лавриненко Н.В. и Шпачевой Т.В.,
при участии от ООО "Линк Ойл СПб" Цупикова В.Н. (доверенность от 18.03.2004 N 34), Фейгеля Д.В. (доверенность от 24.03.2004 N 35), от ОАО "РЖД" Суркова О.А. (доверенность от 26.04.2004 N Ю-11/210), Васильева А.В. (доверенность от 25.05.2004 N Ю-11/223), Колбинцева А.О. (доверенность от 25.05.2004 N 11/224),
рассмотрев 31.08.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Линк Ойл Санкт-Петербург" на решение от 10.02.2004 (судья Серова И.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 21.05.2004 (судьи Полубехина Н.С., Сергиенко А.Н., Старовойтова О.Р.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-32914/03,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Линк Ойл Санкт-Петербург" (далее - ООО "Линк Ойл СПб", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному унитарному предприятию "Октябрьская железная дорога" (далее - ФГУП "ОЖД", Дорога) об обязании ответчика внести изменения в запись на лицевом счете истца в Санкт-Петербургском ТехПД с указанием суммы 363 863 744 руб. 81 коп., незаконно списанной с лицевого счета в период с 01.01.2003 по 01.08.2003 за маршрутные отправки Общества с использованием собственной (арендованной) тепловозной тяги.
До принятия судом решения по делу ООО "Линк Ойл СПб" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило исковые требования и просило суд обязать Дорогу восстановить на расчетном счете Общества в Санкт-Петербургском ТехПД сумму 363 863 744 руб. 81 коп. за использование инфраструктуры по договору от 24.01.2002 N 25.
Решением суда от 10.02.2004 Обществу в иске отказано.
Суд мотивировал свой отказ в иске следующим: спорные правоотношения по правильности расчета провозной платы могут возникнуть только между указанными в железнодорожных накладных сторонами договора перевозки груза, в то время как истец таковой стороной не является, а следовательно, у него отсутствует право на предъявление подобного иска; толкование пункта 15.2.14 Прейскуранта 10-01 не может быть применено в отношении арендованных Обществом у Дороги локомотивов и вагонов.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.05.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы ссылается на следующее: суд в нарушение статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации дал неправильное толкование договору от 24.01.2002 N 25 и применил закон, не подлежащий применению, а именно статью 313 Гражданского кодекса Российской Федерации; суд неправильно применил пункт 15.2.14 Прейскуранта 10-01, что привело к принятию незаконных судебных актов; суд необоснованно не принял во внимание разъяснение Федеральной энергетической комиссии России о порядке применения вышеуказанного пункта Прейскуранта 10-01.
В отзыве на кассационную жалобу Дорога просит решение суда и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании представители Общества подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители Дороги обратились с просьбой отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Линк Ойл СПб" в соответствии с договором от 22.03.2001 N 17620д является оператором Министерства путей сообщения Российской Федерации и осуществляет деятельность по организации перевозок в собственном и арендованном подвижном составе.
ООО "Линк Ойл СПб" и ФГУП "ОЖД" 24.01.2002 заключили договор N 25 об использовании инфраструктуры, предметом которого является регулирование взаимоотношений сторон, связанное с организацией истцом перевозок грузов в собственном (арендованном у Министерства путей сообщения) подвижном составе по направлениям и в объемах, согласованных Обществом и Дорогой.
При этом под инфраструктурой железнодорожного транспорта понимаются железнодорожные пути и путевое хозяйство, системы и устройства электроснабжения, сигнализации и связи, станции, пункты технического обслуживания подвижного состава в пути следования и обслуживание их депо, локомотивное депо, локомотивное хозяйство (статья 2 Концепции структурной реформы федерального железнодорожного транспорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.98 N 448)
Пунктом 1.2 данного договора предусмотрено, что истец использует нитки графика движения для организации экспортных перевозок нефтепродуктов кольцевыми отправительскими маршрутными поездами по маршруту станция Кириши Октябрьской железной дороги - станция Ивангород (российско-эстонская граница) и станция Кириши Октябрьской железной дороги - станция Автово Октябрьской железной дороги.
В свою очередь Дорога должна выделить Обществу 11 ниток графика движения, в том числе 9 ниток на весь объем экспорта нефтепродуктов от станции Кириши до станции Ивангород (российско-эстонская граница) и 2 нитки графика от станции Кириши до станции Автово.
Раздел 5 договора определяет порядок расчетов между сторонами за пользование услугами инфраструктуры.
Согласно пункту 5.1 применяемые в договоре платежи за использование инфраструктуры устанавливаются на базе ставок Тарифной политики российских железных дорог и Тарифного руководства N 1 (Прейскурант 10-01). При этом для целей расчетов по договору стороны используют соглашения о централизованных расчетах от 14.03.2000 N 6179188, 6183263, от 24.08.2000 N 6107215.
Сторонами спора к договору подписаны также приложение N 1 об аренде транспортных средств с экипажем и приложение N 2 о техническом обслуживании, подготовке цистерн под налив и в деповской ремонт.
Дополнительным соглашением от 30.12.2002 действие договора от 24.01.2002 N 25 пролонгировано сторонами и на 2003 год.
С 01.01.2003 вступила в действие новая редакция пункта 15 (подпункта 15.2.14) прейскуранта 10-01, согласно которой плата за пробег поездных формирований, состоящих из вагонов и локомотивов, принадлежащих организациям, определяется с использованием понижающего коэффициента 0,8 (при использовании тепловозной тяги).
Истец полагает, что в соответствии с разъяснением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 21.02.2003 N БИ-537/20 ООО "Линк Ойл СПб" получило право на использование вышеуказанной скидки от тарифа в связи с использованием собственной и арендованной тепловой тяги. Однако это не было учтено Дорогой, которая производила таксировку по услугам за пользование инфраструктурой по договору от 24.01.2002 N 25 в период с 01.01.2003 по 01.08.2003 без учета этого коэффициента.
Именно это обстоятельство послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд сослался на то, что согласно действующему законодательству договор перевозки оформляется накладной, где сторонами являются грузоотправитель, грузополучатель, перевозчик, которые и имею право на иск, вытекающий из такого договора. Общество же, не являющееся стороной в договоре перевозки и оплатившее провозной тариф в соответствии со статьей 313 Гражданского кодекса Российской Федерации, не имеет права на предъявление настоящего иска.
Между тем эти выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам.
В данном случае исковые требования о восстановлении на расчетном счете Общества в Санкт-Петербургском ТехПД излишне списанных Дорогой сумм заявлены на основании не договора перевозки, а договора от 24.01.2002 N 25 об оказании ответчиком истцу возмездных услуг за использование инфраструктуры железнодорожного транспорта, расчеты по которому привязаны к платежам в соответствии с Прейскурантом 10-01 с использованием соглашений о централизованных расчетах от 14.03.2000 и 24.08.2000.
При этом суд неправомерно сослался на статью 313 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей возложение исполнения обязательства должником на третье лицо. В деле отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что грузоотправители возложили на истца обязанности по оплате провозного тарифа.
В данном случае суд не выяснил ни существо правоотношений между сторонами спора, возникших в связи с заключением договора от 24.01.2002 N 25, ни порядок расчетов за оказанные Дорогой Обществу услуги по использованию инфраструктуры, в то время как выяснение этих обстоятельств имеет значение для правильного разрешения спора.
Кроме того, при толковании подпункта 15.2.14 пункта 15 прейскуранта 10-01 суд не принял во внимание разъяснения Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации - органа, которым утвержден прейскурант.
Между тем в соответствии с пунктом 6 Положения о вышеуказанной комиссии, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.96 N 960, Федеральная энергетическая комиссия осуществляет методическое руководство деятельностью субъектов естественных монополий по вопросам реализации государственной политики в области регулирования тарифов на железнодорожные перевозки и дает разъяснения по вопросам государственного регулирования этих тарифов.
Вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии органа власти, который вправе давать подобного рода разъяснения, со ссылкой на Указ Президента России от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" сделан без учета того, что имела место реорганизация путем преобразования Федеральной энергетической комиссии в Федеральную службу по тарифам.
При таких обстоятельствах обжалуемые Обществом судебные акты в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в ином судебном составе в первую инстанцию Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 10.02.2004 и постановление апелляционной инстанции от 21.05.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-32914/03 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в ином судебном составе в первую инстанцию вышеуказанного суда.
Председательствующий |
К.Ю. Коробов |
Т.В. Шпачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 сентября 2004 г. N А56-32914/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника