Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 августа 2004 г. N А21-10343/03-С1
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 июля 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Афанасьева С.В., Кирилловой И.И.,
при участии от открытого акционерного общества "Рефтрансфлот" Дьяченко А.Н. (доверенность от 20.08.2004) и Боровковой Ж.Н. (доверенность от 20.08.2004),
рассмотрев 25.06.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Судоходная компания "Рефтрансфлот" на решение от 22.03.2004 (судья Можегова Н.А.) и постановление апелляционной инстанции от 07.06.2004 (судьи Сергеева И.С., Гурьева И.Л., Мялкина А.В.) Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-10343/03-С1,
установил:
Главное управление по бюджету и финансам администрации Калининградской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к открытому акционерному обществу "Судоходная компания "Рефтрансфлот" (далее - ОАО "Рефтрансфлот") о взыскании задолженности в сумме 15 289 122 руб. и 9 043 620 руб. 30 коп. процентов.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены мэрия Калининграда (далее - Мэрия) и Комитет по финансам и контролю мэрии Калининграда (далее - Комитет).
Решением от 22.03.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.06.2004, с ОАО "Рефтрансфлот" взыскано 6 116 000 руб. долга и 1 529 000 руб. процентов. В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Рефтрансфлот" просит отменить принятые по делу судебные акты, считая, что судом нарушены нормы материального права.
Управление, Мэрия и Комитет, будучи уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Федеральным законом от 24.04.95 N 46-ФЗ "О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам организаций агропромышленного комплекса, а также организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности" задолженность организаций агропромышленного комплекса по централизованным кредитам и процентам была переоформлена в государственный внутренний долг Российской Федерации.
Во исполнение вышеназванного закона Министерством финансов Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации разработан порядок переоформления и погашения указанных задолженностей и процентов по централизованным кредитам, выданным в 1993-1994 годах.
Администрацией Калининградской области 19.06.95 принято постановление N 296, в соответствии с которым администрациям городов и районов предложено организовать работу по оформлению обязательств заемщиков кредитных средств по погашению государственного долга.
В приложении к названному постановлению в числе заемщиков указано ОАО "Рефтрансфлот" с размером долга 8 350,0 млн руб. и 7 169,3 млн руб. процентов (до деноминации).
Постановлением администрации Калининградской области от 07.07.95 N 326 уточнена сумма кредита, полученного ОАО "Рефтрансфлот", - 8200,9 млн. руб. и - 7088,2 млн. руб. процентов.
В соответствии с соглашением заключенным между администрацией Калининградской области и Министерством финансов Российской Федерации от 23.06.95, администрация обязалась переоформить на себя задолженность сельскохозяйственных организаций, расположенных на территории области, перед коммерческими банками по централизованным кредитам и процентам по состоянию на 01.04.95.
В реестр обязательств включено ОАО "Рефтрансфлот" с суммой долга 1 5289,1 млн руб.
Управление (правопреемник городского управления Калининграда) и ОАО "Рефтрансфлот" 05.07.95 подписали долговое обязательство, согласно которому общество приняло на себя обязательство начиная с 1998 года выплачивать сумму долга ежегодно до 1 ноября в течение 10 лет равными долями.
Суд первой инстанции, исследовав вышеназванные документы, пришел выводу о том, что они прямо свидетельствуют о наличии у ОАО "Рефтрансфлот" долга перед истцом.
Данный вывод суда нельзя признать обоснованным.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Представленные истцом документы свидетельствуют об установленном порядке переоформления задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам и подтверждают право истца на обращение в арбитражный суд с такого рода исками.
Судом в мотивировочной части решения от 22.03.2004 указано, что доказательства получения ОАО "Рефтрансфлот" кредита отсутствуют поскольку Народный банк, через который перечислялись денежные средства, ликвидирован.
Таким образом, в деле отсутствует договор между банковским учреждением и ответчиком - получателем кредита и доказательства фактического получения денежных сумм, тогда как ответчик ссылается то, что он вообще не получал никаких кредитов.
Должным образом оценить данный довод ОАО "Рефтрансфлот" суд сможет после исследования материалов дела с ликвидации банка, предоставлявшего кредиты предприятиям агропромышленного комплекса.
Установление соответствующих обстоятельств, касающихся взаимоотношений между кредитным учреждением и предприятием, может свидетельствовать об обязанности предприятия по возврату полученных денежных средств банку, поэтому они подлежат проверке при новом рассмотрении дела.
Суду при новом рассмотрении дела следует обратить внимание на следующее: подтвержден ли материалами дела о ликвидации Народного банка факт предоставления ОАО "Рефтрансфлот" рассматриваемого кредита, включена ли эта задолженность в бухгалтерские документы банка, за счет каких средств предоставлялись эти кредиты.
В случае если кредиты предоставлялись за счет средств банка, необходимо проверить, в какой сумме они предоставлялись.
Кроме того, суду необходимо проверить не только правовой характер взаимоотношений между кредитным учреждением и предприятием агропромышленного комплекса, но и между Министерством финансов Российской Федерации и банком.
Довод суда о том, что безусловным доказательством наличия у ОАО "Рефтрансфлот" обязательства по возврату полученных денежных средств является долговое обязательство от 05.07.95, при отсутствии иных доказательств, подтверждающих получение кредита, не может быть признан обоснованным.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 22.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 07.06.2004 Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-10343/03-С1 отменить.
Передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
А.А.Кустов |
И.И.Кириллова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 августа 2004 г. N А21-10343/03-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника