Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 сентября 2004 г. N А26-9150/03-22
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Абакумовой И.Д., Кочеровой Л.И., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Рубин" адвоката Можеева Ю.В. (доверенность от 12.01.2004) и юрисконсульта Веретенникова Е.В. (доверенность от 01.01.2004),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рубин" на решение от 15.04.2004 (судья Таратунин Р.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 10.06.2004 (судьи Переплеснин О.Б., Зинькуева И.А., Романова О.Я.) Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-9150/03-22,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Рубин" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской. Федерации по налогам и сборам N 7 по Республике Карелия (далее - налоговая инспекция) от 16.12.2003 N 27 о доначислении за 2-е полугодие 2000 года налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на пользователей автомобильных дорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налога на имущество - всего 204 560 руб., начислении 152 764,43 руб. пеней за неуплату доначисленных налогов в установленный срок, а также о привлечении Общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания штрафов в общей сумме 40 900 руб. за неуплату перечисленных налогов.
Решением от 15.04.2004 требования Общества удовлетворены частично. Решение налогового органа признано недействительным в части привлечения Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафов в сумме 40 900 руб. и начисления пеней за несвоевременную уплату налогов в сумме 152 764,43 руб. В остальной части требования Общества отклонены.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.06.2004 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований и признать решение налоговой инспекции недействительным полностью, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, подтверждение судами законности доначисления Обществу налогов по общепринятой системе налогообложения за второе полугодие 2000 года влечет для Общества двойное налогообложения в период с 01.07.2000 по 31.12.2000, поскольку за этот период Обществом уплачен единый налог на вмененный доход. Решение же арбитражного суда по делу А26-5439/03-210 о возврате Обществу необоснованно уплаченного за период с 22.07.2000 по 31.12.2000 единого налога на вмененный доход в сумме 137 358 руб. не исполнено, налог не возвращен налогоплательщику. Кроме того, заявитель ссылается и на то обстоятельство, что единый налог на вмененный доход за период с 01.07.2000 по 21.07.2000 уплачен Обществом законно, правовые основания для его возврата отсутствуют, следовательно, Общество не должно уплачивать за этот период налоги по общепринятой системе налогообложения.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Республике Карелия о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 148-ФЗ) Законом Республики Карелия от 30.12.99 N 384-ЗРК "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" на территории Республики Карелия введен единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, а также установлен порядок его исчисления.
Вместе с тем постановлением Конституционного Суда Республики Карелия от 21.07.2000 статья 20 названного Закона, как содержащая только пять видов повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности вместо пятнадцати, установленных Федеральным законом N 148-ФЗ, признана не соответствующей Конституции Республики Карелия, ее статьям 2, 4, 12, 41, 42, в той мере, в которой ею не установлены значения иных десяти видов повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, предусмотренных пунктом 2 статьи 5 Федерального закона N 148-ФЗ и необходимых для правильного расчета суммы единого налога, подлежащей уплате в бюджет.
В постановлении указано, что единый налог на вмененный доход в период с 21.07.2000 по 31.12.2000 не может считаться установленным, а суммы налога, уплаченные налогоплательщиками за период с момента вынесения постановления, подлежат зачету в счет будущих налоговых платежей либо возврату налогоплательщикам по их заявлению в соответствии со статьей 78 НК РФ.
На основании названного постановления Конституционного Суда Республики Карелия Общество 19.06.2003 и 15.07.2003 обратилось в налоговую инспекцию с заявлениями о возврате необоснованно уплаченного единого налога на вмененный доход в сумме 137 358 руб. за период с 22.07.2000 по 31.12.2000. Налоговая инспекция в письме от 23.07.2003 N 08-08/5685 отказала налогоплательщику в возврате налога, что послужило основанием для его обращения в арбитражный суд. Вступившим в законную силу решением арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-5439/03-210, оставленным в силе постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.02.2004, письмо налоговой инспекции от 23.07.2003 N 08-08/5685 признано недействительным и на налоговый орган возложена обязанность возвратить Обществу из бюджета 137 358 руб. необоснованно уплаченного единого налога на вмененный доход.
В период рассмотрения дела в суде, по решению руководителя налоговой инспекции от 27.10.2003 налоговым органом проведена выездная проверка Общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2000 по 31.12.2000. В ходе проверки выявлена неправомерная - ввиду признания Конституционным Судом Республики Карелия в постановлении от 21.07.2000 законно не установленным на территории Республики Карелия единого налога на вмененный доход - неуплата Обществом налогов по общепринятой системе налогообложения за период с 01.07.2000 по 31.12.2000. Поскольку в результате проведенной проверки Общество не представило в налоговую инспекцию необходимые первичные документов, налоговый орган в соответствии с пунктом 7 статьи 31 НК РФ определил сумму подлежащих уплате в бюджет налогов расчетным путем.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "пунктом 7 статьи 31" следует читать "подпунктом 7 пункта 1 статьи 31"
Результаты проверки отражены в акте от 28.11.2003 N 40, на основании которого вынесено решение от 16.12.2003 N 27 о доначислении налогов за период с 01.07.2000 по 31.12.2000 в общей сумме 204 560 руб., в том числе: 93 100 руб. - налога на добавленную стоимость, 16 770 руб. - налога на пользователей автомобильных дорог, 8 390 руб. - налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, 7100 руб. - налога на имущество, 79 200 руб. - налога на прибыль. Кроме налогов, Обществу начислены пени в сумме 152 764,43 руб. и Общество привлечено к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафов в сумме 40 900 руб. за неуплату во втором полугодии 2000 года доначисленных налогов.
Считая решение налоговой инспекции незаконным, Общество обжаловало его в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования Общества частично, признав недействительным решение налогового органа в части привлечения Общества к ответственности в виде взыскания штрафов по пункту 1 статьи 122 НК РФ и начисления пеней. Такое решение судов обосновано отсутствием в действиях налогоплательщика вины в совершении налогового правонарушения, поскольку причиной неуплаты налогов явилась неопределенность в порядке применения норм налогового законодательства, вызванная несоответствием между нормами федерального и регионального законов. Кроме того, потерь от неуплаты налогов государство не понесло, поскольку в указанный период налогоплательщик своевременно и в полном объеме уплатил в бюджет единый налог на вмененный доход. В то же время судами подтверждена законность доначисления налоговым органом Обществу налогов по общепринятой системе налогообложения за второе полугодие 2000 года, поскольку налогоплательщик, не будучи обязанным уплачивать в указанном периоде единый налог на вмененный доход, должен платить налоги по общеустановленной системе налогообложения. Оснований для освобождения Общества от уплаты установленных в Российской Федерации налогов не имеется.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает законным и обоснованным вывод судов о правомерном привлечении Общества к уплате налогов по общепринятой системе налогообложения за период с 22.07.2000 по 31.12.2000.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Поскольку Конституционным Судом Республики Карелия в постановлении от 21.07.2000 единый налог на вмененный доход признан законно не установленным на территории Республики Карелия, основания для признания Общества плательщиком этого налога в период с 22.07.2000 по 31.12.2000 отсутствуют.
Следовательно, Общество обязано в этом периоде уплачивать налоги по общеустановленной системе налогообложения. При этом уведомление Общества в рассматриваемой ситуации о его переводе на обычную систему налогообложения не требуется, так как юридическое лицо, не находящееся на специальных налоговых режимах, является плательщиком налогов по общепринятой системе налогообложения.
Подлежит отклонению как необоснованный и довод Общества о том, что при неисполнении налоговым органом решения Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-5439/03-210, которым подтверждено отсутствие у Общества обязанности в период с 22.07.2000 по 31.12.2000 уплачивать единый налог на вмененный доход и на налоговый орган возложена обязанность возвратить Обществу 137 358 руб. этого налога, доначисление налогов за второе полугодие 2000 года в соответствии с общеустановленной системой налогообложения является незаконным, поскольку влечет установление для налогоплательщика режима двойного налогообложения. Вопрос исполнения судебного акта принятого по делу N А26-5439/03-210 находится за пределами рассмотрения настоящего дела, не влияет не разрешение настоящего спора по существу. Излишне уплаченная сумма налога может быть по заявлению Общества зачтена в счет погашения недоимки по доначисленным налогам в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 78 НК РФ.
Вместе с тем, кассационная инстанция считает ошибочным вывод судебных инстанций о правомерности доначисления Обществу налогов по общеустановленной системе в период с 01.07.2000 по 21.07.2000.
Как следует из постановления Конституционного суда Республики Карелия от 21.07.2000, единый налог на вмененный доход не может считаться законно установленным на территории Республики Карелия в период с 22.07.2000 по 31.12.2000.
В постановлении также указано, что суммы налога, уплаченные налогоплательщиками за период с момента вынесения постановления (то есть после 21.07.2000), подлежат зачету в счет будущих налоговых платежей либо возврату налогоплательщикам по их заявлению в соответствии со статьей 78 НК РФ.
Поскольку решением налоговой инспекции налоги по общеустановленной системе налогообложения доначислены за второе полугодие 2000 года, то есть за период с 01.07.2000 по 31.12.2000, то следует признать обоснованным довод Общества о том, что в период с 01.07.2000 по 21.07.2000 оно попадает под режим двойного налогообложения.
Кассационная инстанция считает ошибочным довод суда апелляционной инстанции о том, что возврат (зачет) сумм излишне уплаченного единого налога на вмененный доход за период с 01.07.2000 по 21.07.2000 зависит от действий налогоплательщика.
Ни постановлением Конституционного суда Республики Карелия от 21.07.2000, ни каким - либо другим законодательным актом установление или уплата этого налога в период с 01.07.2000 по 21.07.2000 не признавались незаконными, а потому уплата Обществом единого налога на вмененный доход за указанный период является законной. Поскольку единый налог на вмененный доход за период с 01.07.2000 по 21.07.2000 уплачен Обществом в установленных законом размере и порядке, законных оснований требовать возврата налога в этот период у налогоплательщика не имеется.
Следовательно, решение налогового органа о доначислении Обществу налогов по общеустановленной системе за период с 01.07.2000 по 21.07.2000 нарушает права налогоплательщика, не соответствует нормам Конституции Российской Федерации и Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, кассационная инстанция считает, что требования Общества о признании недействительным решения налоговой инспекции от 16.12.2003 N 27 в части доначисления налогов по общепринятой системе налогообложения за период с 01.07.2000 по 21.07.2000 подлежат удовлетворению, а судебные акты в этой части - отмене.
Принимая во внимание результат рассмотрения кассационной жалобы, Обществу подлежит возврату из федерального бюджета 200 руб. государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение дела в судах апелляционной и кассационной инстанций.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 286, подпунктом 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 15.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 10.06.2004 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-9150/03-22 отменить в части отказа в признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации N 7 по Республике Карелия от 16.12.2003 N 27 о доначислении налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на пользователей автомобильных дорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налога на имущество за период с 01.07.2000 по 21.07.2000.
В этой части решение налоговой инспекции признать недействительным.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Рубин" из федерального бюджета 200 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 сентября 2004 г. N А26-9150/03-22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника