Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 сентября 2004 г. N А13-998/04-09
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Изотовой С.В. и Сосниной О.Г.,
при участии от ОАО "АСПК "ЧМХС" генерального директора Тюляпина Ю.П. (протокол заседания совета директоров от 18.03.04),
рассмотрев 14.09.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Акционерная строительно-промышленная компания "Череповецметаллургхимстрой" на решение от 25.03.04 (судья Сальников Е.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 11.06.04 (судьи Митрофанов О.В., Козлова С.В., Муханова Г.Н.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-998/04-09,
установил:
Открытое акционерное общество "Акционерная строительно-промышленная компания "Череповецметаллургхимстрой" (далее - ОАО "АСПК "ЧМХС"), являвшееся конкурсным кредитором открытого акционерного общества "Череповецметаллургхимстрой" (далее - ОАО "ЧМХС"), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к ОАО "ЧМХС" и мэрии города Череповца о признании недействительной передачи 11 зданий общежитий ОАО "ЧМХС" в муниципальную собственность либо о выплате истцу из их стоимости 136 000 руб. непогашенной ОАО "ЧМХС" задолженности.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены конкурсные кредиторы ОАО "ЧМХС" - муниципальное унитарное предприятие "ЧМРС", закрытое акционерное общество "Северстальстройхим", муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Металлург", муниципальное унитарное предприятие "Спецавтохозяйство", муниципальное предприятие "ЧЖРС", Череповецкий ГРС ВДПО, общество с ограниченной ответственностью "Единство", общество с ограниченной ответственностью "Промжилстрой", а также Комитет по управлению имуществом Вологодской области.
Решением от 25.03.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.06.04, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе ОАО "СПК "ЧМХС" просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, иск удовлетворить.
Податель жалобы считает, что оспариваемые судебные акты приняты без учета положений, изложенных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П (далее - Постановление N 8-П).
В судебном заседании представитель ОАО "СПК "ЧМХС" поддержал кассационную жалобу.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Вологодской области от 17.05.01 по делу N А13-6063/99-01 ОАО "ЧМХС" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
Во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) конкурсный управляющий ОАО "ЧМХС" и Комитет по управлению имуществом города Череповца заключили 29.06.01 договор, в соответствии с условиями которого ОАО "ЧМХС" безвозмездно передало принадлежавшие ему на праве собственности объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а именно 11 общежитий, гараж и нежилое здание в муниципальную собственность.
Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Череповцу Вологодской области 23.01.04 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации ОАО "ЧМХС".
ОАО "АСПК "ЧМХС", полагая, что передача 11 общежитий в муниципальную собственность, произведенная без предварительного и равноценного возмещения стоимости этого имущества должнику, ущемляет права конкурсных кредиторов, обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 4 статьи 104 Закона жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, не включаются в конкурсную массу должника и подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления в порядке, предусмотренном пунктами 1-3 названной статьи.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 8-П признал не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 35 (часть 3), 46 (часть 1) и 55 (части 2 и 3), положения пункта 4 статьи 104 Закона в той части, в какой они по смыслу, придаваемому им сложившейся правоприменительной практикой, позволяют передавать соответствующим муниципальным образованиям жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, без выплаты должникам - собственникам, находящимся в процедуре конкурсного производства, разумной, справедливой компенсации, обеспечивающей баланс между публичными и частными интересами, а также не допускают судебной проверки такой передачи по существу. Так же Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что законодателю надлежит предусмотреть размер и порядок выплаты разумной и соразмерной компенсации должникам, находящимся в процедуре конкурсного производства, и механизм реализации решений федеральных органов государственной власти, приводящих к увеличению расходов бюджетов разных уровней.
До введения в действие Федерального закона от 26.10.02 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", предусматривающего продажу жилищного фонда социального использования, законодатель не определил размер и порядок выплаты должникам, находящимся в процедуре конкурсного производства, разумной компенсации за имущество, передаваемое в порядке статьи 104 Закона.
Поскольку ОАО "ЧМХС" ликвидировано, то в настоящее время не может быть в судебном порядке разрешен вопрос о применении последствий недействительности договора от 29.06.01, а также об определении размера компенсации, возмещаемой должнику государством за переданные в муниципальную собственность 11 общежитий.
При таких обстоятельствах суд правомерно иск ОАО "АСПК "ЧМХС" отклонил.
Виду того, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 25.03.04 и постановление апелляционной инстанции от 11.06.04 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-998/04-09 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Акционерная строительно-промышленная компания "Череповецметаллургхимстрой" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 сентября 2004 г. N А13-998/04-09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника