Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 сентября 2004 г. N А42-10010/03-5
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 сентября 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д. судей Малышевой Н.Н. и Зубаревой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.05.2004 по делу N А42-10010/03-5 (судья Бубен В.Г.),
установил:
Открытое акционерное общество "Оленегорский завод силикатного кирпича" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Мурманской области (далее - налоговая инспекция) от 28.11.2003 в части начисления 23 378 руб. налога на имущество, 39 045 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), соответствующих пеней, взыскания штрафа за неуплату этих налогов.
Решением суда от 15.05.2004 заявление общества удовлетворено частично. Решение налогового органа признано недействительным в части начисления 39 045 руб. НДС, соответствующих пеней и штрафа.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, указывая на неправильное применение судом норм материального права - статей 145 и 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам соблюдения налогового законодательства за период 2000-2002 годы, о чем составила акт от 31.10.2003 N 727.
Рассмотрев материалы проверки и возражения налогоплательщика по акту проверки, налоговая инспекция вынесла решение о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на имущество в виде 4 758 руб. штрафа и за неуплату НДС в виде 8 248,59 руб. штрафа. Этим же решением обществу предложено уплатить 23 793 руб. налога на имущество и 61 751 руб. НДС, а также соответствующие пени.
Основанием для вынесения налоговым органом решения по эпизоду, указанному в кассационной жалобе, послужили следующие обстоятельства.
Налоговая инспекция установила, что общество за декабрь 2002 года завысило налоговые вычеты на 39 045 руб.
Общество с 01.01.2003 года перешло на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. На эту дату у заявителя числятся остатки на балансовом счете 97 "Расчеты будущих периодов", связанные с производством и реализацией продукции, не перенесенные на расходы на отчетную дату. Из них, по расходам в сумме 200 165 руб., ранее заявлены к вычетам 39 045 руб. НДС.
Суд кассационной инстанции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что суд первой инстанции признавая недействительным решение налогового органа по изложенному эпизоду, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 этого Кодекса, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи, или для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.
В названной норме приведен исчерпывающий перечень случаев, когда суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе таких товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, не подлежат вычету и возмещению, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). При этом согласно пункту 3 статьи 170 НК РФ в случае принятия налогоплательщиком сумм налога, указанных в пункте 2 этой же статьи, к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 названного Кодекса, соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет.
Такой порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) предусмотрен подпунктом 3 пункта 2 статьи 170 НК РФ в случае приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с главой 21 Налогового кодекса либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога.
Однако в данном случае Инспекция не оспаривает, что до перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности Общество в четвертом квартале 2002 года являлось плательщиком НДС в силу статьи 143 НК РФ и уплатило 39 045 руб. НДС приобретении основных средств, которые оприходовало и использовало в указанном налоговом периоде для осуществления налогооблагаемых операций. Следовательно, у заявителя отсутствовали предусмотренные подпунктом 3 пункта 2 статьи 170 НК РФ основания дня восстановления сумм НДС, ранее правомерно предъявленных к вычету и возмещению, а у налогового органа - для начисления Обществу недоимки по НДС за четвертый квартал 2002 года
Следует также отметить, что названная норма, как и нормы главы 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения" не устанавливают обязанность налогоплательщика при переходе на упрощенную систему налогообложения восстановить и уплатить в бюджет суммы НДС, ранее правомерно предъявленные к вычету и возмещению, а также учитывать в стоимости товаров (работ, услуг) суммы НДС, уплаченные при приобретении этих товаров (работ, услуг) до перехода налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения.
Таким образом, решение суда вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, следовательно оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.05.2004 по делу N А42-10010/03-5 оставить без изменений, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д.Абакумова |
Н.А.Зубарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно подп.3 п.2 ст. 170 НК РФ при приобретении основных средств лицами, не являющимися плательщиками НДС, суммы налога, предъявленные покупателю, учитываются в стоимости указанных основных средств.
По мнению налогового органа, Общество, перешедшее на упрощенную систему налогообложения, обязано восстановить НДС, который уплатило при приобретении основных средств.
В связи с этим при рассмотрении дела следовало установить, следует ли при переходе на упрощенную систему налогообложения восстанавливать и уплачивать в бюджет суммы НДС, ранее правомерно предъявленные к вычету и возмещению.
Согласно п.п. 1,2 ст. 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога на налоговые вычеты. При этом вычетам подлежат суммы налога, ранее уплаченные им при приобретении товаров для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС. Пункт 2 ст. 170 НК РФ содержит исчерпывающий перечень случаев, когда НДС не подлежит вычету, а учитывается в стоимости таких товаров. Если же указанные суммы НДС принимаются к вычету, соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет.
Суд указал, что Общество до перехода на упрощенную систему налогообложения являлось плательщиком НДС и при приобретении основных средств, которые оприходовало и использовало для осуществления налогооблагаемых операций, уплатило НДС. Поэтому, суд сделал вывод, что оно не обязано восстанавливать суммы налога, которые ранее правомерно предъявило к вычету и возмещению.
Кроме того, суд отметил, что гл. 26.2 НК РФ не устанавливает обязанность налогоплательщика при переходе на упрощенную систему налогообложения восстанавливать НДС, ранее правомерно предъявленный к вычету.
Поэтому суд поддержал позицию Общества, решение по делу оставил без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 сентября 2004 г. N А42-10010/03-5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника