Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 сентября 2004 г. N А13-1668/04-19
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Дмитриева В.В., Никитушкиной Л.Л., при участии от открытого акционерного общества "Электротехмаш" Кузьминой М.В. (доверенность от 30.12.2003 N 84-04-002),
рассмотрев 28.09.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Электротехмаш" на решение от 07.05.2004 (судья Потеева А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 07.07.2004 (судьи Ковшикова О.С., Осокина Н.Н., Ралько О.Б.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-1668/04-19,
установил:
Открытое акционерное общество "Электротехмаш" (далее - ОАО "Электротехмаш", Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде (далее - налоговая инспекция) от 19.12.2003 N 198 о взыскании 2535621 руб. налогов и 138324 руб. пеней за счет имущества Общества (после уточнения заявленных требований).
Решением суда от 07.05.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.07.2004, ненормативный акт налогового органа признан недействительным в части взыскания за счет имущества Общества 2 165 942 руб. единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, 653 руб. 25 коп. пеней по этому налогу, 26 634 руб. 03 коп. налога на имущество, 2171 руб. 86 коп. налога на рекламу. В удовлетворении остальной части требований ОАО "Электротехмаш" отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение от 07.05.2004 и постановление от 07.07.2004 в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права. По мнению подателя жалобы, ненормативный акт налогового органа не соответствует нормам налогового законодательства (статьям 46, 47, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, далее - НК РФ) и нарушает его права и законные интересы.
Налоговая инспекция о времени и месте слушания дела надлежащим образом извещена, однако ее представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция направила ОАО "Электротехмаш" требование от 12.11.2003 N 4359 об уплате 2165942 руб. 86 коп. единого социального налога; 39627 руб. 64 коп. и 3 632 руб. 54 коп. пеней по нему; 364 957 руб. 92 коп. налога на имущество и 1 750 руб. 70 коп. пеней, начисленных за неполную уплату этого налога; 4719 руб. 83 коп. налога на рекламу и 318 руб. 09 коп. пеней по этому налогу; 1 356 руб. 45 коп., 127 руб. 39 коп. и 349 руб. 75 коп. пеней по налогу на прибыль; 84 565 руб. 83 коп. пеней по налогу на добавленную стоимость; 3 руб. 33 коп. пеней по единому налогу на вмененный доход; 6593 руб. 17 коп. пеней по земельному налогу.
Поскольку Общество в установленный срок (до 28.11.2003) требование не исполнило, а на его счетах отсутствовали денежные средства, налоговый орган вынес постановление от 19.12.2003 N 198 о взыскании недоимок и пеней за счет имущества налогоплательщика.
ОАО "Электротехмаш" посчитало постановление налоговой инспекции незаконным и оспорило его в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то, что налоговый орган не направил ему спорный ненормативный акт, чем нарушил его права и законные интересы. Заявитель указывает на недействительность требования об уплате налогов и пеней от 12.11.2003 N 4359, послужившего основанием для взыскания налога, поскольку в указанном требовании не приведены сумма недоимки и период, за который начисляются пени по налогам на добавленную стоимость, единому социальному налогу и земельному.
ОАО "Электротехмаш" ссылается также на то, что недоимка по налогу на прибыль, на которую начисляются пени, включает в себя недоимку, восстановленную после отмены решения о реструктуризации, срок взыскания которой, предусмотренный статьей 46 НК РФ, истек. Следовательно, у налогового органа отсутствуют основания для взыскания пеней, начисленных на сумму этой недоимки.
Общество не согласно с начислением пеней за неполную уплату авансовых платежей по единому социальному налогу, поскольку налоговым периодом по этому налогу является год.
ОАО "Электротехмаш" указывает также на то, что с 28.05.2003 налоговым органом приостановлены все операции по счетам Общества и, следовательно, начиная с указанной даты на суммы недоимки не должны начисляться пени. Кроме того, по мнению заявителя, пени не должны начисляться и с момента возбуждения исполнительного производства по оспариваемому постановлению налогового органа.
Суды первой и апелляционной инстанций, рассмотрев материалы дела, признали недействительным постановление налогового органа в части взыскания с ОАО "Электротехмаш":
- 2 165 942 руб. единого социального налога и 653 руб. 45коп. пеней по этому налогу, поскольку указанные суммы ранее взыскивались по решению налоговой инспекции от 21.11.2003 N 179;
- 26 634 руб. налога на имущество, поскольку согласно уточненной декларации Общества сумма названного налога за 9 месяцев 2003 года подлежит уменьшению на 26 634 руб.;
- 2 171 руб. 86 коп. налога на рекламу, поскольку указанная сумма налога была самостоятельно уплачена налогоплательщиком.
В остальной части постановление налогового органа признано законным и соответствующим требованиям законодательства о налогах и сборах.
Кассационная инстанция считает судебные акты правильными и не подлежащими отмене.
Порядок взыскания налогов и пеней за счет имущества налогоплательщика установлен Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В таком случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.
В соответствии с пунктом 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 НК РФ.
Так, из материалов дела видно, что суды, признавая правомерным начисление пеней по налогу на прибыль, обоснованно указали на то, что требование о взыскании с ОАО "Электротехмаш" недоимки по налогу на прибыль вынесено налоговым органом после отмены решения о реструктуризации задолженности по налогам и пеням. Следовательно, в данном случае налоговая инспекция не пропустила сроки бесспорного взыскания налога и пеней. Кроме того, Обществом не оспаривается сумма недоимки по налогу на прибыль.
Суды также не выявили нарушения налоговым органом порядка взыскания пеней по налогу на добавленную стоимость, единому социальному налогу, единому налогу на вмененный доход и земельному налогу. При этом судами установлено, что ОАО "Электротехмаш" фактически не оспаривает суммы недоимки, на которую начисляются пени, а налоговым органом в обоснование правомерности начисления пеней представлены документы, подтверждающие наличие у Общества недоимок по перечисленным налогам.
В кассационной жалобе налогоплательщик ссылается на неправомерное начисление ему налоговым органом пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по единому социальному налогу. По мнению Общества, в данном случае пени могут начисляться только за неполную уплату налога в целом за год.
В соответствии с пунктом 3 статьи 243 НК РФ в течение отчетного периода, которым является квартал, по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между, суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
Таким образом, авансовые платежи по итогам отчетных периодов исчисляются на основании налоговой базы.
В пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 указано, что при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные статьей 75 НК РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 НК РФ.
Поскольку, как указано выше, авансовые платежи по единому социальному налогу по итогам отчетных периодов уплачиваются на основе налоговой базы по этому налогу, налоговая инспекция правомерно начислила Обществу пени за несвоевременную уплату авансовых платежей.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы налогоплательщика о том, что налоговая инспекция нарушила его права и законные интересы, поскольку не направила Обществу постановление о взыскании налога.
Как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, налоговая инспекция в соответствии с требованиями, установленными статьями 69-70 НК РФ, направила ОАО "Электротехмаш" требование об уплате налогов и пеней до 28.11.2003. Поскольку Общество в указанный срок требование не исполнило, а на его счетах отсутствовали денежные средства, что подтверждается выписками банков, налоговый орган принял постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, что не противоречит статьям 46-47 НК РФ. Таким образом, налоговая инспекция не нарушила процедуры взыскания налогов и пеней за счет имущества налогоплательщика.
Ссылка налогоплательщика на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 75 НК РФ с момента приостановления налоговым органом операций по счетам ОАО "Электротехмаш" на сумму недоимки не должны начисляться пени, также отклоняется судом кассационной инстанции.
Согласно названной норме не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика.
Однако судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что ОАО "Электротехмаш" не смогло погасить недоимку по налогам не по причине приостановления операций по счетам, а в силу отсутствия у него денежных средств. Следовательно, в данном случае положения пункта 3 статьи 75 НК РФ не подлежат применению.
Кассационная инстанция отклоняет как не соответствующий статьям 47, 75 НК РФ и довод налогоплательщика о том, что с момента возбуждения исполнительного производства по оспариваемому постановлению налогового органа прекращается и начисление пеней.
Кроме того, необходимо отметить, что все доводы, приведенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследовались судами первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая оценка. Фактически кассационная жалоба Общества направлена на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 07.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 07.07.2004 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-1668/04-19 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Электротехмаш" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Шевченко |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 сентября 2004 г. N А13-1668/04-19
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника