Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 марта 2003 г. N А56-33688/02
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Абакумовой И.Д., Дмитриева В.В.,
при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Санкт-Петербурга Жуковой С.С. (доверенность от 05.12.2002 N 16/99), от ЗАО "КиТ" Егоровой Е.А. (доверенность от 01.03.2003) и Смолиной Е.В. (доверенность от 06.12.2002),
рассмотрев 24.03.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Санкт-Петербурга на определение от 24.10.2002 (судья Алешкевич О.А.) и постановление апелляционной инстанции от 17.12.2002 (судьи Слобожанина В.Б., Несмиян С.И., Хайруллина Х.Х.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-33688/02,
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) направила в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области протокол об административном правонарушении от 16.10.2002 N 53, материалы об административном правонарушении в отношении закрытого акционерного общества "КиТ" (далее - общество) и заявление о привлечении общества к административной ответственности по пункту 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КОАП Российской Федерации).
Определением арбитражного суда первой инстанции от 24.10.2002 протокол об административном правонарушении от 16.10.2002 N 53 и материалы об административном правонарушении возвращены налоговой инспекции, поскольку, по мнению суда, в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 28.3 КОАП Российской Федерации должностные лица налоговых органов не вправе составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 2 статьи 14.16 КОАП Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.12.2002 определение суда от 24.10.2002 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить принятые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции, ссылаясь на неприменение судами норм материального права, подлежащих применению.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией проведена проверка соблюдения обществом правил торговли, учета и отчетности при реализации алкогольной и табачной продукции.
При проверке установлен факт розничной торговли обществом алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товарно-транспортных документов, справок к товарно-транспортным накладным и к грузовым таможенным декларациям.
Налоговой инспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 16.10.2002 N 53 по пункту 2 статьи 14.16 КОАП Российской Федерации.
Налоговым органом 23.10.2002 направлены в арбитражный суд протокол об административном правонарушении от 16.10.2002 N 53, материалы об административном правонарушении в отношении общества и заявление о привлечении общества к административной ответственности по пункту 2 статьи 14.16 КОАП Российской Федерации.
Суд первой инстанции возвратил налоговой инспекции протокол и материалы, поскольку налоговым органам не предоставлено право составлять протоколы по пункту 2 статьи 14.16 КОАП Российской Федерации. Апелляционная инстанция оставила определение без изменения.
Кассационная инстанция считает судебные акты ошибочными и подлежащими отмене, а дело - подлежащим направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 23.50 КОАП Российской Федерации органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16, частью 2 статьи 14.17, статьями 14.19, 15.13 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 28.3 КОАП Российской Федерации протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных названным Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КОАП Российской Федерации, в пределах компетенции соответствующего органа.
Следовательно, поскольку органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 и частью 2 статьи 14.17, статьями 14.19, 15.13 КОАП Российской Федерации, должностные лица этих органов вправе и составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных теми же нормами Кодекса.
В соответствии с пунктом 64 части 2 статьи 28.3 КОАП Российской Федерации помимо случаев, предусмотренных частью 1 этой статьи, должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14.16 КОАП Российской Федерации.
Таким образом, должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, уполномочены составлять протоколы как по тем делам об административных правонарушениях, которые рассматриваются этими же органами, так и по делам, которые перечислены в пункте 64 части 2 статьи 28.3 КОАП Российской Федерации и рассмотрение которых относится к компетенции других органов (в том числе арбитражных судов).
В соответствии со статьей 23 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 16.10.2002 N 783" следует читать "от 16.10.2000 N 783"
На основании подпункта 4 пункта 6 Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2002 N 783, осуществление государственного контроля производства и оборота этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции возложено на Министерство по налогам и сборам Российской Федерации.
Следовательно, налоговые органы в качестве органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, указанных в части 1 статьи 23.50 и пункте 64 части 2 статьи 28.3 КОАП Российской Федерации.
Министром Российской Федерации по налогам и сборам 11.12.2002 утвержден перечень должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, занимающих государственные должности федеральной государственной службы в Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органах, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
Согласно названному перечню в инспекциях Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по районам в городах уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях старшие государственные налоговые инспекторы. Именно таким лицом был составлен названный протокол об административном правонарушении от 16.10.2002 N 53.
Кроме того, должностное лицо, составившее указанный протокол, приказом руководителя налоговой инспекции с сентября 1999 года включено в группу по контролю за предприятиями алкогольной и табачной продукции в отделе по контролю за предприятиями торговли и налично-денежным обращением.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания для возврата протокола об административном правонарушении и соответствующих материалов в налоговый орган.
С учетом изложенного судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо рассмотреть материалы по существу, дать правильную квалификацию правонарушению, совершенному обществом. Определить, относится ли допущенное истцом нарушение к нарушению законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, и учесть положения статьи 4.5 КОАП Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 3 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение от 24.10.2002 и постановление апелляционной инстанции от 17.12.2002 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-33688/02 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А.Ломакин |
В.В.Дмитриев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 марта 2003 г. N А56-33688/02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника