Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 октября 2004 г. N А56-11268/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Асмыковича А.В., Кирейковой Г.Г., при участии от общества с ограниченной ответственностью "ТЕКОМ-СПб" адвоката Кравчука С.В. (доверенность от 20.07.04 N 10), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу ведущего специалиста Осколкова В.А. (доверенность от 10.09.2004 N 03-05-3/4856к), рассмотрев 30.09.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу на решение от 13.04.2004 (судья В.Б. Жбанов) и постановление апелляционной инстанции от 28.06.2004 (судьи Шульга Л.А., Петренко Т.Н., Звонарева Ю.Н.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-11268/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТЕКОМ-СПб" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) и обязании инспекции начислить и выплатить 134 649 руб. 70 коп. процентов за нарушение срока возврата налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
В судебном заседании представитель заявителя уточнил требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и просил взыскать с налогового органа проценты в сумме 124 732 руб. 90 коп. Данный предмет требования принят судом к рассмотрению.
Решением от 13.04.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.06.2004, заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе и дополнении к ней налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. По мнению подателя жалобы, у ООО "ТЕКОМ-СПб" отсутствует право на получение процентов, поскольку проценты начисляются только за нарушение сроков, установленных статьей 176 НК РФ, а не за принятие неправомерного решения об отказе в возмещении налога. Кроме того, ни одной нормой законодательства не предусмотрено, что начисляемые проценты подлежат взысканию с налогового органа. Инспекция считает, что суд должен был привлечь к участию в деле в качестве третьего лица орган федерального казначейства, поскольку обязанность по выплате процентов возложена на этот орган.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, установила следующее.
Общество 18.03.2003 представило в налоговую инспекцию декларацию по НДС за февраль 2003 года по экспортным операциям. В декларации заявлено к вычету 1 354 755 руб. НДС. Вместе с декларацией представлены документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и право на возмещение НДС, а также заявление о возмещении налога путем возврата на расчетный счет общества.
По результатам камеральной проверки декларации инспекция вынесла решение от 18.06.2003 N 49-11/485 об отказе обществу в возмещении НДС по экспорту товаров за февраль 2003 года. Общество 11.09.2003 обжаловало данное решение налогового органа в арбитражный суд.
Решением от 20.10.03 по делу А56-31783/03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.01.2004, арбитражный суд обязал инспекцию возместить обществу 1 354 755 руб. НДС за февраль 2003 года.
Как следует из платежного поручения от 11.02.2004 N 980, инспекцией произведен возврат налога на расчетный счет заявителя.
ООО "ТЕКОМ-СПб" 16.03.2004 года обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в неначислении процентов за нарушение срока возврата НДС по экспортным операциям, заявленного к возмещению в декларации за февраль 2003 года.
В соответствии с пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и соответствующих документов. В течение этого срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
Согласно абзацу десятому пункта 4 статьи 176 НК РФ налоговый орган обязан принять решение о возврате сумм налога из бюджета не позднее последнего дня трехмесячного срока и в этот же срок направить это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.
Таким образом, при достоверности и обоснованности данных, указанных налогоплательщиком в декларации, и отсутствии приведенных в пункте 4 статьи 176 НК РФ оснований для зачета разницы, образовавшейся в результате превышения суммы налоговых вычетов над общей суммой налога, исчисленной по соответствующим операциям, налоговый орган обязан принять решение о возмещении этой разницы путем ее возврата из бюджета.
Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. Если такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня его направления налоговым органом.
При нарушении процедурных сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 НК РФ, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Причем из названной нормы права следует, что начисление этих процентов не зависит от причин нарушения сроков возврата налога.
Проценты являются компенсацией потерь налогоплательщика за несвоевременный возврат из бюджета причитающихся ему денежных средств.
Признание судом недействительным решения налоговой инспекции об отказе (полностью или частично) в возмещении налогоплательщику налога из бюджета и возложение на налоговый орган обязанности возместить его путем возврата из бюджета свидетельствуют о неисполнении налоговым органом обязанности вынести в установленный срок законное и обоснованное решение.
Вынесение налоговым органом неправомерного решения, признанного судом недействительным, следует рассматривать как невынесение решения в установленный срок, поскольку следствием является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся налогоплательщику денежных средств, в связи с чем он вправе получить компенсацию своих финансовых потерь в виде процентов.
В данном случае инспекция возвратила обществу НДС за февраль 2003 года с нарушением сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 НК РФ, поэтому суд первой и апелляционной инстанций законно и обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования в части признания незаконным бездействия инспекции по неначислению процентов.
Правильность расчета суммы процентов, подлежащих начислению, налоговый орган не оспаривает.
По смыслу пункта 3 статьи 176 НК РФ следует, что налоговый орган производит начисление процентов, о чем указывается в соответствующем решении, направляемом в органы казначейства для исполнения путем выплаты причитающихся налогоплательщику сумм за счет средств бюджета. Непосредственно выплату процентов налоговый орган не производит.
Неисполнение налоговым органом обязанности принять решение о выплате обществу процентов и ненаправление его органам казначейства для исполнения является основанием для обжалования налогоплательщиком бездействия налогового органа в арбитражном суде путем подачи соответствующего заявления. Признание незаконным бездействия налогового органа влечет возложение на него обязанности совершить такое действие.
Факт несвоевременного возврата налогоплательщику из бюджета НДС установлен судом и подтверждается материалами дела. При таких обстоятельствах суд обоснованно признал незаконным бездействие налогового органа - невынесение решения о начислении и выплате обществу предусмотренных законом процентов за нарушение срока возврата НДС. Поэтому обжалуемые судебные акты в этой части подлежат оставлению без изменения.
Однако решение суда, удовлетворившего требование общества о взыскании с инспекции 124 732 руб. 90 коп. процентов, в том числе, как указал суд, за счет средств федерального бюджета, не соответствует положениям статьи 176 НК РФ (пункт 3), возлагающей на налоговый орган обязанность совершить действие в виде принятия решения о начислении процентов. Следовательно, в этой части судебные акты являются незаконными и нарушают права налогового органа как юридического лица, в смете которого не предусмотрены такие расходы, как выплата процентов налогоплательщику за счет средств федерального бюджета. Таким образом, обжалуемые судебные акты в этой части подлежат изменению.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными, а также на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Поскольку суд правомерно признал незаконным бездействие налогового органа - непринятие решения о начислении процентов, то в целях восстановления нарушенного права общества в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ следует обязать налоговый орган принять решение о начислении и выплате обществу в установленном порядке за счет средств федерального бюджета 124 732 руб. 90 коп. процентов за нарушение срока возврата НДС за февраль 2003 года.
Довод инспекции о том, что к участию в деле суд должен был привлечь в качестве третьего лица орган федерального казначейства, кассационная инстанция считает необоснованным. Решение о начислении процентов принимает налоговый орган и направляет его на исполнение органу казначейства. Следовательно, спор между налогоплательщиком и инспекцией не затрагивает непосредственно интересы органа казначейства, поэтому он не является участником данного спора.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктами 1 и 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 13.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 28.06.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-11268/04 изменить, изложив пункт 2 резолютивной части решения в следующей редакции: "Обязать Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу в порядке пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации вынести решение о начислении и выплате обществу с ограниченной ответственностью "ТЕКОМ-СПб" 124 732 руб. 90 коп. процентов за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость.
В остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
Н.А.Морозова |
Г.Г.Кирейкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 октября 2004 г. N А56-11268/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника