Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 августа 2000 г. N А56-4934/00
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Корпусовой О.А.,
судей Кочеровой Л.И., Петренко А.Д.,
при участии в судебном заседании представителя Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга - Девяткина Е.Г. (доверенность от 10.03.2000 N 01-05/3324),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение от 13.04.2000 (судья Орлова Е.А.) и постановление апелляционной инстанции от 08.06.2000 (судьи Баталова Л.А., Королева Т.В., Кузнецов М.В.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-4934/00,
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к товариществу с ограниченной ответственностью "Ассоль" (далее - ТОО "Ассоль") о взыскании 15007 руб. 95 коп. штрафа за превышение лимита остатка кассы в соответствии с пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей".
Решением от 13.04.2000 иск удовлетворен частично в сумме 5002 руб. 65 коп. В остальной части иска отказано. Суд снизил размер штрафа на основании статьи 34 Кодекса об административных нарушениях РСФСР (далее - КоАП РСФСР).
Постановлением апелляционной инстанции от 08.06.2000 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление и удовлетворить иск в полном объеме, ссылаясь на следующее. По мнению истца, суд не вправе применять "Общие положения" КоАП РСФСР. Только налоговая инспекция, имеющая право налагать штраф, может снизить его размер.
ТОО "Ассоль" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
В отзыве на кассационную жалобу ТОО "Ассоль" отклонило доводы налоговой инспекции, считая, что штраф наложен истцом необоснованно.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция совместно с Биржевым филиалом ОАО "Банк "Петровский" провела проверку ТОО "Ассоль" по вопросу соблюдения кассовой дисциплины и выполнения Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей". Проверкой установлено, что средняя сверхлимитная кассовая денежная наличность составила 5002 руб. 65 коп. По результатам проверки налоговой инспекцией вынесено решение от 27.01.2000 N 22-07/1076 (лист дела 5) о наложении на ТОО "Ассоль" штрафа в 3-х кратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности.
Суд первой инстанции снизил размер штрафа в три раза, применив статью 34 КоАП РСФСР и посчитав смягчающим вину обстоятельством установление для торгующей организации (ТОО "Ассоль") лимита остатка кассовой наличности в нулевом размере.
Кассационная инстанция считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (утверждены письмом Банка Российской Федерации от 22.09.93 N 40) "предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются". Порядок установления лимитов определен Положением "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" от 05.01.98 N 14-П. В соответствии с пунктом 2.5 этого положения "для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме N 0408020 "Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу"... Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей". Кроме того, названный нормативный акт предусматривает возможность пересматривать лимит остатка кассы "по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и другие), а также в соответствии с договором банковского счета".
На основании вышеизложенного кассационная инстанция считает, что установление нулевого лимита остатка наличных денежных средств в кассе ТОО "Ассоль" не является обстоятельством, смягчающим вину предприятия. Кроме того, из материалов дела видно, что превышение лимита допускалось предприятием систематически (листы дела 8 и 10-12).
Ссылка ТОО "Ассоль" на то, что денежные средства им накапливались на выдачу заработной платы не может быть принята во внимание, поскольку согласно пункту 7 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации "предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда."
Размер наложенного налоговой инспекцией штрафа (в трехкратном размере выявленной сверхлимитной денежной наличности) соответствует пункту 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей".
В связи с отменой судебных актов, принятых по настоящему делу, и в соответствии со статьей 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ТОО "Ассоль" подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина: за рассмотрение дела в суде первой инстанции следует довзыскать 449 руб. 97 коп., за рассмотрение дела в суде апелляционной и кассационной инстанций следует взыскать 500 руб. 20 коп., а всего - 950 руб. 17 коп.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктами 1 и 2 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 13.04.2000 и постановление апелляционной инстанции от 08.06.2000 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-4934 отменить в отклоненной части исковых требований.
Взыскать с ТОО "Ассоль" в доход бюджета 10005 руб. 30 коп. штрафа, а также 950 руб. 17 коп. госпошлины в доход федерального бюджета.
В остальной части решение и постановление оставить без изменения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
А.Д. Петренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 августа 2000 г. N А56-4934/00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника