Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 сентября 2002 г. N А05-5467/02-324/22
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Клириковой Т.В., Асмыковича А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия книжной торговли "Торгово-коммерческий центр "Книжный" на решение от 04.06.02 (судьи Хромцов В.Н., Пигурнова Н.И., Меньшикова И.А.) и постановление апелляционной инстанции от 30.07.02 (судьи Волков Н.А., Шашков А.Х., Бекарова Е.И.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-5467/02-324/22,
установил:
Муниципальное предприятие книжной торговли "Торгово-коммерческий центр "Книжный" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску (далее - Инспекция) от 30.04.02 N 45/1676 о наложении взыскания в виде 31 500 руб. штрафа за неоприходование в кассу денежной наличности.
Решением суда от 04.06.02 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.07.02 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Податель жалобы указывает на то, что налоговый орган не вправе самостоятельно проводить проверку соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью. Кроме того, истец указывает на то, что факт неоприходования в кассу денежной наличности не подтверждается материалами дела.
Истец о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, однако просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании акта проверки полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовых машин (далее - ККМ) при осуществлении денежных расчетов с населением, от 08.04.02 Инспекция решением от 30.04.02 N 45/1676 привлекла Предприятие к административной ответственности в виде штрафа в сумме 31 500 руб. (10 500 руб. х 3) за неоприходование в кассу денежной наличности 05.04.02, 06.04.02 и 07.04.02.
Предприятие не согласилось с принятым решением и обратилось в суд с иском о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций указали на наличие в действиях истца состава правонарушения, предусмотренного статьей 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" (далее - Указ N 1006). Кроме того, по мнению арбитражного суда, налоговые органы вправе проводить проверки, предусмотренные Указом N 1006.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют действующему законодательству.
Согласно пункту 9 Указа N 1006 рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение штрафов, предусмотренных этим указом, производятся налоговыми органами по сведениям, предоставляемым коммерческими банками и другими органами, осуществляющими проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью.
Вместе с тем в силу статьи 6 Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин, за полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовых машин, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках.
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" главной задачей Государственной налоговой службы Российской Федерации является контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей. Статьей 7 этого же закона налоговым органам предоставлено право проверять денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации. Таким образом, в случае обнаружения при проведении таких проверок неоприходования (неполного оприходования) в кассу денежной наличности, за что ответственность предусмотрена Указом N 1006, налоговый орган вправе по их результатам привлечь проверяемое предприятие к административной ответственности на основании статьи 9 Указа N 1006 без соответствующей проверки банка.
В силу статьи 34 Закона Российской Федерации "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", пункта 22 письма Центрального банка Российской Федерации от 22.09.93 N 40 "Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации" (далее - Письмо) все поступления наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге.
В части второй пункта 13 Письма указано, что прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным, письменным распоряжением руководителя предприятия.
Согласно пункту 24 Письма записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в нарушение данных норм истец не составлял кассовые отчеты за три дня, оформил их только в момент проверки Инспекцией, не учел в кассовой книге денежную выручку за 05.04.02 - 07.04.02, то есть совершил нарушение правил ведения кассовых операций, ответственность за которое предусмотрена пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации N 1006.
Процедура и сроки привлечения Предприятия к административной ответственности налоговым органом не нарушены, и проверка проведена в пределах предоставленных ему полномочий.
Таким образом, выводы судов соответствуют требованиям законодательства.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 04.06.02 и постановление апелляционной инстанции от 30.07.02 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-5467/02-324/22 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального предприятия книжной торговли "Торгово-коммерческий центр "Книжный" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
А.В. Асмыкович
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 сентября 2002 г. N А05-5467/02-324/22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника