Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 декабря 2001 г. N А26-3608/01-01-05/135
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:
председательствующего Сергеевой И.В.,
судей Грачевой И.Л., Матлиной Е.О.,
при участии от прокурора - Дашковской С.А. (удостоверение от 26.07.2000 N 68784), от Министерства государственной собственности Республики Карелия - Орлова М.В. (доверенность от 04.06.2000 N АМ-05/2649), от администрации города Петрозаводска - Ломакина О.В. (доверенность от 10.12.2001 N 11-24/56),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Петрозаводска на решение от 31.08.2001 (судья Панова Т.Е.) и постановление апелляционной инстанции от 24.10.2001 (судьи Тойвонен И.Ю., Переплеснин О.Б., Кудрявцева Н.И.) Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-3608/01-01-05/135,
установил:
Прокурор Республики Карелия обратился в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов и интересов Министерства имущественных отношений Российской Федерации в лице Министерства государственной собственности Республики Карелия (далее - Мингоссобственности РК) с иском к администрации города Петрозаводска (далее - администрация) с привлечением в качестве третьего лица без самостоятельных требований на стороне истца Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия (далее - УФСБ) о признании права федеральной собственности на нежилые помещения общей площадью 779,2 кв.м, в том числе на первом этаже - площадью 580,9 кв.м и в подвале - площадью 198,3 кв.м, расположенных по адресу: г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 6.
Решением от 31.08.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.10.2001, исковое требование удовлетворено.
Администрация города Петрозаводска в кассационной жалобе просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на то, что право муниципальной собственности зарегистрировано в установленном порядке и что государственная регистрация права не оспорена в суде; что акты республиканского и муниципального уровня о передаче спорных объектов в муниципальную собственность приняты органами власти в пределах своих компетенции и полномочий в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством; что спорные объекты были переданы в муниципальную собственность до принятия постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 и потому на них не распространяется предусмотренный данным постановлением порядок разграничения собственности; что критерием разграничения объектов по уровням собственности является принадлежность их к определенной сфере деятельности; что данным решением затрагиваются права арендаторов, использующих в настоящее время спорные помещения по договорам аренды, заключенным с Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Петрозаводска.
В судебном заседании представитель администрации поддержал кассационную жалобу, подтвердив изложенные в ней доводы. Прокурор и представитель Мингоссобственности РК против удовлетворения жалобы возражали, соглашаясь с выводами суда.
УФСБ о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, своего представителя в заседание суда не направило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Исполнительного комитета Петрозаводского городского Совета депутатов трудящихся от 12.11.45 Наркомату государственной безопасности для восстановления 48-квартирного дома передан сохранившийся фундамент на углу улиц Комсомольской (ныне - Андропова) и Свердлова. Строительство здания финансировалось Комитетом госбезопасности СССР. После восстановления дома нежилые помещения первого этажа площадью 580,9 кв.м использовались УФСБ под ведомственный детский сад N 16, а помещения подвала площадью 198,3 кв.м - под склад. Детский сад находился на балансе УФСБ и содержался за счет федеральных средств. Приказом ФСБ РФ от 30.07.98 N 312 детский сад был ликвидирован, а помещения под склады используются УФСБ и по настоящее время.
На основании указа Президиума Верховного Совета Карельской АССР от 14.12.90 N 2.1-5/47 о передаче имущества, входящего в состав республиканской собственности, в собственность Петрозаводского городского Совета народных депутатов и решения Президиума Петрозаводского городского Совета народных депутатов от 25.06.91 N 117 спорные нежилые помещения внесены в реестр муниципальной собственности города Петрозаводска, за которым 22.09.2000 зарегистрировано право собственности.
Согласно пункту 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 1 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. В пункте 2 Приложения N 1 названо имущество органов безопасности и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" Федеральная служба безопасности Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти и согласно статье 22 того же закона финансирование ее органов осуществляется за счет средств федерального бюджета.
С учетом названных правовых норм и установленных в процессе рассмотрения дела обстоятельств суды обеих инстанций сделали правильный вывод о том, что спорные нежилые помещения относятся к объектам федеральной собственности, а внесение их в реестр муниципальной собственности города Петрозаводска является необоснованным. При этом суд правомерно отклонил ссылку ответчика на нормативные акты Президиума Верховного Совета Карельской АССР и Президиума Петрозаводского городского Совета народных депутатов, поскольку указанные органы не были уполномочены распоряжаться имуществом, не находящимся в их ведении.
Ссылка администрации города Петрозаводска на государственную регистрацию права муниципальной собственности также не может быть принята во внимание, так как в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" наличие государственной регистрации права не исключает возможности оспаривания зарегистрированного права в судебном порядке, о чем и предъявлен иск прокурором.
Довод подателя жалобы о том, что передача спорных помещений в муниципальную собственность произведена в соответствии с Законом Российской Федерации "О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям" и поэтому к данному имуществу не может быть применен установленный постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 порядок разграничения государственной собственности, также необоснован. Согласно названному закону в муниципальную собственность передавались объекты, имеющие особо важное значение для обеспечения коммунально-бытовых и социально-культурных нужд населения, функционирования местного хозяйства, к каковым спорные помещения не относились. И после издания указа Президиума Верховного Совета Карельской АССР от 14.12.90 помещения использовались под ведомственный (УФСБ) детский сад, финансировавшийся за счет средств федерального бюджета.
Ссылка администрации на то, что в спорных нежилых помещениях располагался детский сад и потому как объект народного образования он подпадает под перечень имущества, относящегося к муниципальной собственности, приведенный в Приложении N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1, неправомерна, так как согласно пункту 2 указанного приложения к муниципальной собственности относятся учреждения и объекты здравоохранения и народного образования, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, в то время как детский сад N 16 находился в ведении федерального органа власти. Само по себе наличие у учреждения статуса дошкольного образовательного учреждения не исключает возможности отнесения его к одному из уровней собственности.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что при вынесении решения и постановления нормы права судом применены правильно и оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 31.08.2001 и постановление апелляционной инстанции от 24.10.2001 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-3608/01-01-05/135 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Петрозаводска - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Е.О. Матлина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 декабря 2001 г. N А26-3608/01-01-05/135
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника