Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 октября 2004 г. N А13-3900/04-05
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 апреля 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Корабухиной Л.И., Морозовой Н.А.,
рассмотрев 18.10.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Индивидуального предпринимателя Мясникова Сергея Николаевича на решение от 01.06.2004 (судья Маганова Т.В.) и постановление апелляционной инстанции от 28.07.2004 (судьи Богатырева В.А., Ралько О.Б., Чельцова Н.С.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-3900/04-05,
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с Индивидуального предпринимателя Мясникова Сергея Николаевича (далее - предприниматель) 24 060 руб. налога на приобретение автотранспортных средств и 19 785 руб. 57 коп. пени по налогу на приобретение автотранспортных средств.
Решением суда от 01.06.2004 заявленное инспекцией требование удовлетворено в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.07.2004 решение от 01.06.2004 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить судебные акты. Податель жалобы указывает, что судебные инстанции нарушили нормы материального права и сделали неправомерный вывод о том, что он как предприниматель является плательщиком названного налога. По мнению Мясникова С.Н., автомобиль марки ГАЗ-3303, приобретался им исключительно для использования в личных целях, а не в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Предприниматель также указывает, что автотранспортное средство приобреталось им, как физическим лицом, а не как предпринимателем. Кроме того, податель жалобы считает, что законодательством о налогах и сборах не закреплен срок уплаты налога, нечетко установлена дата возникновения обязанности по его уплате и нет точной даты для исчисления срока просрочки и начисления пеней за несвоевременную уплату налога.
Налоговая инспекция и Мясников С.Н. о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает, что жалоба предпринимателя не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела видно, что инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления предпринимателем Мясниковым С.Н. налога на приобретение автотранспортных средств за период с 01.01.2000 по 31.12.2000, по результатам которой составлен акт от 20.11.2003 N 13-14/580.
В ходе проверки налоговый орган установил, что Мясников С.Н., являясь предпринимателем, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, приобрел у предпринимателя Манакина Анатолия Ивановича грузовой автомобиль ГАЗ-3303 (справка-счет от 14.11.2000 N 76 ЕЕ 975512) стоимостью 120 300 000 руб. Однако, предприниматель 24 060 руб. налога на приобретение автотранспортных средств не уплатил.
Принятым по результатам проверки (с учетом представленных налогоплательщиком возражений) решением от 23.12.2003 N 13-15/533 инспекция на основании пункта 4 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации в привлечении к ответственности Мясникова С.Н. за совершение налогового правонарушения отказала в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности, однако начислила предпринимателю 24 060 руб. недоимки по налогу на приобретение автотранспортных средств и 19 785 руб. 57 коп. пеней.
На основании данного решения налоговый орган направил предпринимателю требование от 23.12.2003 N 13-33/797 об уплате в срок до 31.12.2003 указанной недоимки и пеней. В связи с тем, что требование в добровольном порядке Мясниковым С.Н. не исполнено, инспекция обратилась в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" от 18.10.91 N 1759-1 (в редакции от 04.05.99, далее - Закон N 1759-1) налог на приобретение автотранспортных средств уплачивают предприятия, организации, учреждения, предприниматели, приобретающие автотранспортные средства путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставный фонд. Уплата этого налога производится по месту регистрации или перерегистрации автотранспортного средства.
Таким образом, Законом N 1759-1 обязанность по уплате налога на приобретение транспортных средств физическими лицами связывается с наличием у них статуса предпринимателя в момент приобретения транспортных средств и приобретением их путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставный фонд.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, Мясников С.Н. имеет свидетельство о государственной регистрации от 28.01.99 N 265, в соответствии с которым, кроме прочих видов деятельности, он может осуществлять перевозки грузов автотранспортом, перевозки автотранспортом пассажиров, сдачу автомобиля в аренду. Мясников С.Н. приобрел транспортное средство после регистрации его в качестве предпринимателя.
Таким образом, ссылка предпринимателя на то, что автотранспортное средство приобреталось им как физическим лицом, не может быть принята во внимание кассационной инстанцией.
В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона N 1759-1 полное освобождение отдельных категорий граждан, предприятий, организаций и учреждений от уплаты налога или понижение его размера осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона Вологодской области от 28.04.98 N 268-ОЗ "О территориальном дорожном фонде" (в редакции от 01.02.99, далее - Закон Вологодской области) льгота по налогу на приобретение автотранспортных средств в виде полного освобождения от его уплаты предоставляется категориям лиц в соответствии с Законом N 1759-1.
Пунктом 4 статьи 7 Закона N 1759-1 предусмотрен перечень освобожденных от уплаты указанного налога лиц, в том числе граждан, приобретающих легковые автомобили в личное пользование.
Основания для освобождения подателя жалобы от уплаты налога Законом N 1759-1 и Законом Вологодской области не предусмотрены. Приобретенное предпринимателем транспортное средство не относятся к легковому, а следовательно, предприниматель не может быть освобожден от уплаты названного налога по основаниям, указанным в Законе N 1759-1.
В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налога в более поздние сроки, по сравнению с установленными законодательством о налогам и сборах, налогоплательщик уплачивает пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога и сбора.
В соответствии с абзацем 1 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации в законодательстве о налогах и сборах срок может определяться указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Поскольку в данном случае срок уплаты налога на приобретение автотранспортных средств определен законом (пункт 3 статьи 7 Закона N 1759-1) указанием на событие, которое должно наступить - регистрацию или перерегистрацию автотранспортного средства, то момент (дата) регистрации и является сроком уплаты налога, по истечении которого следует исчислять сумму пеней.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что приобретенное предпринимателем автотранспортное средство зарегистрировано МРЭО ГИБДД УВД города Череповца 22.11.2000, а следовательно, эта дата и является сроком уплаты налога на приобретение автотранспортных средств. Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций правильно определен период для начисления пеней за несвоевременную уплату налога - с 23.11.2000 по 22.12.2003.
Налог подлежит уплате по факту приобретения автотранспортного средства, независимо от целей его использования, поэтому судами правомерно отклонены доводы предпринимателя о использовании автомобиля в личных целях.
Оснований для переоценки выводов суда у кассационной инстанции не имеется. Более того, переоценка этих обстоятельств кассационной инстанцией противоречит положениям статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у кассационной инстанции оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 01.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 28.07.2004 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-3900/04-05 оставить без изменения, а кассационную жалобу Мясникова Сергея Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 октября 2004 г. N А13-3900/04-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника