Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 июля 2001 г. N А26-1830/01-02-02/109
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Кузнецовой Н.Г., Шевченко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Прионежскому району и Вепсской национальной волости Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.04.2001 по делу N А26-1830/01-02-02/109 (судья Булдаков В.С.),
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Прионежскому району и Вепсской национальной волости Республики Карелия (далее - налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с ГУСП РК "Шокша" (далее - предприятие) 3 863 рублей налоговых санкций.
Решением суда от 24.04.2001 в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда отменить и иск удовлетворить. Податель жалобы указывает, что суд неправильно применил норму статей 80 и 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), посчитав, что представленные ответчиком расчеты по налогам за 9 месяцев 2000 года не являются налоговыми декларациями, так как представлены не по результатам деятельности за налоговый период.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Как видно из материалов дела, предприятие 31.10.2000 представило в налоговую инспекцию расчет налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, а 15.11.2000 расчет земельного налога за 2000 год. Налоговая инспекция проверила соблюдение ответчиком сроков представления указанных расчетов и установила, что при сроке подачи расчета по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы до 30.10.2000, фактически он представлен 31.10.2000, при сроке представления расчета по земельному налогу до 03.07.2000, фактически он представлен 15.11.2000, о чем составила акты от 14.12.2000.
По результатам рассмотрения материалов проверок налоговая инспекция 28.12.2000 вынесла решения N 736ДСП и N 737ДСП соответственно о привлечении предприятия к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в виде взыскания 262 рублей штрафа за нарушение сроков представления расчета по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и 3 601 рубля штрафа за нарушение сроков представления расчета по земельному налогу.
Однако в решении суда от 24.04.2000 указана иная сумма взыскиваемых санкций - 1 630 рублей. Из текста решения следует, что исследовался вопрос о соблюдении сроков представления расчетов по налогам на имущество, на пользователей автодорог, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы за 9 месяцев 2000 года. При этом заявление об изменении оснований иска и предмета требований в материалах дела отсутствует.
Таким образом, вопрос о нарушении сроков представления расчетов по земельному налогу за 2000 год не был предметом исследования судом первой инстанции. Делая вывод об отказе во взыскании штрафа за нарушение сроков представления расчета по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы за 9 месяцев 2000 года суд не привел обоснований указанного вывода со ссылкой на нормы материального права.
С учетом изложенного решение суда подлежит отменен как недостаточно обоснованное с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует дать оценку обстоятельствам совершения налогового правонарушения и исполнения ответчиком норм налогового законодательства с учетом следующего.
В соответствии со статьей 80 НК РФ налоговой декларацией признается письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Как указано в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001 в соответствиями с положениями статей 52-55 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, - отчетного) периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период. В силу пункта 1 статьи 55 НК РФ налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Если авансовые платежи исчисляются по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 НК РФ, то имеются основания для взыскания пеней в случае нарушения сроков их уплаты. Из упомянутого следует, что налоговые платежи исчисляются за отчетный период на основе налоговой базы, то есть представляемые в налоговый орган расчеты являются налоговой декларацией. Нарушение сроков представления таких расчетов влечет ответственность, предусмотренную статьей 119 НК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174, пунктом 3 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия 24.04.2001 по делу N А26-1830/01-02-02/109 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 июля 2001 г. N А26-1830/01-02-02/109
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника