Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 мая 1999 г. N А52-139/99/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Троицкой Н.В., Дмитриева В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Пыталовсому району на решение от 24.02.99 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52-139/99/2 (судьи Разливанова Т.А., Манясева Г.И., Циттель С.Г.),
установил:
Пыталовская таможня обратилась в Арбитражный суд Псковской области с иском о признании недействительным дополнения к решению Государственной налоговой инспекции по Пыталовскому району (далее - ГНИ по Пыталовскому району) от 18.12.98 N 43.
Решением арбитражного суда от 24.02.99 исковые требования удовлетворены частично. Признано недействительным дополнение к решению ГНИ по Пыталовскому району от 18.12.98 N 43 в части взыскания с Пыталовской таможни налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 53 177 рублей 60 коп. В остальной части иска отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ГНИ по Пыталовскому району просит отменить обжалуемый судебный акт, указывая на то, что он принят с нарушением норм материального и процессуального права. Так, по мнению подателя жалобы, суд не учел, что при реализации таможней изъятого имущества с применением свободных рыночных цен в счет погашения штрафов по договорам комиссии (статья 399 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), имеет место оборот по реализации, то есть возникает объект налогообложения. Кроме того, суд не учел положения статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", которая содержит исчерпывающий перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от НДС.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела следует, что ГНИ по Пыталовскому району провела документальную проверку соблюдения Пыталовской таможней налогового законодательства, полноты и своевременности внесения платежей в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды за 4 квартал 1996 года, 1997 год и первое полугодие 1998 года (по НДС - за 4 квартал 1996 года, 1997 год, январь-август 1998 года). По ее результатам составлен акт проверки от 16.10.98 N 43, в котором отражены нарушения налогового законодательства, в том числе:
- неуплата НДС за проверяемый период при реализации имущества, на которое в установленном порядке обращено взыскание в счет уплаты финансовых санкций по делам о нарушении таможенных правил;
- неуплата НДС с сумм пеней, начисленных за нарушение сроков реализации по договорам комиссии.
На основании названного акта ответчиком принято дополнение к решению N 43 от 18.12.98 о применении к истцу финансовых санкций за нарушение налогового законодательства.
По мнению кассационной инстанции, арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что истец не является плательщиком НДС. Согласно пункту первому статьи 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" обязанности налогоплательщика возникают при наличии у него объекта налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. Соответственно подпункту "а" пункта первого статьи 2 Закона Российском Федерации "О налоге на добавленную стоимость" плательщиками НДС являются организации, осуществляющие производственную или иную коммерческую деятельность.
Таможня реализовывала изъятые товары в счет погашения штрафных санкций за нарушение таможенных правил и, являясь согласно статье 8 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) правоохранительным органом, в данном случае не осуществляла коммерческую деятельность, а выступала как государственный орган.
На основании пункта второго статьи 3 названного Закона объектами налогообложения считаются обороты по реализации всех товаров как собственного производства, так и приобретенных на стороне.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "четвертого абзаца пункта 2" следует читать "второго абзаца пункта 3"
В силу четвертого абзаца пункта 2 постановления Конституционного суда Российской Федерации от 11.03.98 N 8-П изъятие таможенными органами имущества в качестве меры обеспечения производства по делам о НТП в отличие от конфискации не порождает перехода права собственности к государству. Таможня не являлась собственником изъятого имущества, не приобретала его на стороне, поэтому объект налогообложения не возникал.
Кроме того, ГНИ не опровергла довод таможни о том, что от реализации товаров таможня получала их стоимость в пределах сумм штрафных санкций по делам о нарушении таможенных правил. Таким образом, таможня не являлась налогоплательщиком и субъектом обложения НДС.
Кассационная инстанция считает правомерным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований о признании недействительным оспариваемого решения ответчика, в части взыскания с Пыталовской таможни НДС, исчисленного с сумм пеней, начисленных за нарушение сроков реализации изъятых товаров в счет погашения штрафных санкций по делам о нарушении таможенных правил.
Таким образом, арбитражный суд вынес судебный акт, соответствующий требованиям материального и процессуального законодательства, основываясь на доказательствах, исследованных в судебном заседании.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 24.02.99 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52-139/99/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Пыталовскому району - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.В.Хохлов |
В.В.Дмитриев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 мая 1999 г. N А52-139/99/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника