Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 сентября 2004 г. N А42-2245/04-17
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Дмитриева В.В., Кочеровой Л.И., при участии от федерального государственного унитарного предприятия "Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" Щенникова Д.Н. (доверенность от 31.03.04 N 27-20/2207), рассмотрев 30.09.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.05.04 по делу N А42-2245/04-17 (судья Сигаева Т.К.),
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" (далее - ФГУП концерн "Росэнергоатом") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Полярные Зори Мурманской области (далее - Инспекция): от 22.10.03 N 307 о проведении выездной налоговой проверки и от 18.12.03 N 338 о привлечении ФГУП концерна "Росэнергоатом" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением от 19.05.04 суд отказал ФГУП концерну "Росэнергоатом" в удовлетворении заявления.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ФГУП концерн "Росэнергоатом" просит отменить судебный акт и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, государственное предприятие "Кольская АЭС" (далее - ГП "Кольская АЭС") может быть подвергнуто проверке налоговым органом по городу Полярные Зори только с момента образования филиала - 15.10.02, созданного на основании приказа от 15.10.02 N 700 ФГУП концерн "Росэнергоатом", а проверяемый Инспекцией период не может превышать периода деятельности филиала "Кольской АЭС" в качестве филиала ФГУП концерн "Росэнергоатом". Кроме того, ФГУП концерн "Росэнергоатом" как правопреемник реорганизованного предприятия - ГП "Кольская АЭС" не может быть объектом налоговой проверки, поскольку в 2000 году ГП "Кольская АЭС" самостоятельно исполняло обязанности по уплате налогов и не входило в состав концерна.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель ФГУП концерна "Росэнергоатом" поддержал доводы кассационной жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что Инспекция решением от 22.10.03 N 307 назначила выездную налоговую проверку правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления ФГУП концерном "Росэнергоатом" в лице филиала "Кольская АЭС" по деятельности ГП "Кольская АЭС" налогов и иных обязательных платежей за период с 01.01.2000 по 31.12.2000.
Требование Инспекции от 23.10.03 N 06-01/4891 направленное ФГУП концерну "Росэнергоатом" о представлении документов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки, в установленный срок не исполнено.
Решением от 18.12.03 N 338 Инспекция привлекла ФГУП концерн "Росэнергоатом" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде взыскания 6 900 руб. штрафа (50 руб. за каждый непредставленный документ).
ФГУП концерн "Росэнергоатом", считая, что решения Инспекции от 22.10.03 N 307 и от 18.12.03 N 338 являются незаконными, обжаловало их в арбитражный суд.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы ФГУП концерн "Росэнергоатом", проверив правильность применения судом норм материального права, считает решение от 19.05.04 законным и обоснованным.
В соответствии с материалами дела распоряжениями Правительства Российской Федерации от 08.09.01 N 1207-р и Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 29.10.01 N 3101-р ГП "Кольская АЭС" реорганизовано в форме присоединения к государственному предприятию "Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" (далее - ГП концерн "Росэнергоатом"), в связи с чем последний стал правопреемником ГП "Кольская АЭС" (передаточный акт от 28.02.02). Филиал ГП концерна "Росэнергоатом" "Кольская атомная станция" 29.01.02 поставлено на налоговый учет в Инспекции по городу Полярные Зори, по месту нахождения филиала.
ФГУП концерн "Росэнергоатом" согласно уставу, утвержденному распоряжением Министерства Российской Федерации по атомной энергетике от 20.06.02 N 208-Р, реорганизовано в форме присоединения федеральных унитарных государственных предприятий атомной энергетики к ГП концерну "Росэнергоатом", в том числе и Кольской атомной станции.
На основании свидетельства от 23.08.02 серии 51 N 00414001 ГП "Кольская АЭС" исключено из Единого государственного реестра юридических лиц, в связи с прекращением деятельности путем реорганизации в форме присоединения.
Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 40 по городу Москве 02.10.02 на основании свидетельства серии 77 N 001823996 зарегистрированы изменения, вносимые ФГУП концерном "Росэнергоатом" в учредительные документы (устав), а 15.10.02 приказом N 700 утверждено новое Положение о филиале ФГУП концерна "Росэнергоатом" "Кольская атомная станция".
Согласно пункту 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации далее - ГК РФ) при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Из пункта 2 статьи 58 ГК РФ следует, что при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей (статья 50 НК РФ).
Налогоплательщиками и плательщиками сборов согласно статье 19 НК РФ признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений.
В соответствии со статьей 89 НК РФ налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора).
Таким образом следует, что реорганизация ГП "Кольская АЭС" завершилась 23.08.02 (свидетельство серии 51 N 00414001 об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц ГП "Кольская АЭС") в связи с прекращением деятельности путем реорганизации в форме присоединения. ФГУП концерн "Росэнергоатом" в соответствии с передаточным актом является правопреемником ГП "Кольская АЭС", а следовательно, ФГУП концерн "Росэнергоатом" как правопреемник ГП "Кольская АЭС", состоящий на налоговом учете в Инспекции по месту нахождения филиала, может быть проверен налоговым органом в лице этого филиала (концерн "Росэнергоатом" "Кольская атомная станция"), в том числе и в части деятельности ГП "Кольская АЭС" в период с 01.01.2000 по 31.12.2000, то есть в пределах трехгодичного срока, предусмотренного статьей 87 НК РФ. ГП "Кольская АЭС" снято с налогового учета 27.02.03.
Доводы жалобы ФГУП концерна "Росэнергоатом" о том, что налоговый орган не имел права на проведение проверки концерна в лице его филиала в части деятельности ГП "Кольская АЭС" за 2000 год, поскольку у него в 2000 году не существовало филиала "Кольская АЭС" признаны судом кассационной инстанции несостоятельными.
ФГУП концерн "Росэнергоатом" является правопреемником ГП "Кольская АЭС" и к нему перешли все права и обязанности реорганизованного (присоединенного) юридического лица, в том числе и предусмотренные статьей 50 НК РФ. В период с 26.04.99 по 27.02.03, в который входит и проверяемый период, ГП "Кольская АЭС" состояло на налоговом учете в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Полярные Зори Мурманской области. Ссылка подателя жалобы на то, что филиал "Кольская АЭС" создан 15.10.02, не принимается кассационной инстанцией, поскольку из содержания приказа от 15.10.02 N 700 (лист дела 54) об утверждении Положения о филиале концерна "Росэнергоатом" "Кольская атомная станция" следует, что речь идет не о создании филиала, а об утверждении новой редакции Положения о филиале в связи с утверждением Министерством Российской Федерации по атомной энергии нового устава ФГУП концерн "Росэнергоатом". При этом имеющееся в материалах дела Положение о филиале, утвержденное приказом от 17.12.01 N 548, свидетельствует о существовании филиала на момент проведения реорганизации, а следовательно, в данном случае Инспекция правомерно приняла решение от 22.10.03 N 307 о проведении выездной налоговой проверки ФГУП концерна "Росэнергоатом" в лице филиала "Кольская АЭС" за 2000 год - период деятельности ГП "Кольская АЭС".
Пунктом 1 статьи 93 НК РФ предусмотрено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
Согласно пункту 2 статьи 93 НК РФ отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (иных) сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что требование от 23.10.03 о представлении документов получено ФГУП концерн "Росэнергоатом" 31.10.03, однако в указанные в нем сроки не исполнено. Следовательно, факт совершения ФГУП концерн "Росэнергоатом" налогового правонарушения, правильно квалифицирован налоговым органом по пункту 1 статьи 126 НК РФ.
При таких обстоятельствах вывод суда о правомерности привлечения ФГУП концерна "Росэнергоатом" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, является законным и обоснованным. При этом суд правильно отклонил доводы заявителя о том, что Инспекцией при вынесении решения от 18.12.03 N 338 нарушены нормы статьи 101 НК РФ, так как выездная налоговая проверка не была начата.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования представленных по делу доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции нет оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.05.04 по делу N А42-2245/04-17 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 сентября 2004 г. N А42-2245/04-17
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника