Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 октября 2004 г. N А56-12586/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Эльт Л.Т., судей Кирейковой Г.Г. и Корпусовой О.А.,
при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга Зубовой С.Ю. (доверенность от 10.02.2004 N 16/2715), от общества с ограниченной ответственностью "Серебряный лев" Петровой А.В. (доверенность от 24.03.2004),
рассмотрев 13.10.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга на решение от 26.04.2004 (судья Загараева Л.П.) и постановление апелляционной инстанции от 16.07.2004 (судьи Бойко А.Е., Звонарева Ю.Н., Цурбина С.И.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-12586/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Серебряный лев" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 03.02.2004 N 15/1, а также об обязании налоговой инспекции зачесть в счет уплаты налога 649 228 рублей и возвратить из бюджета 9 334 672 рубля налога на добавленную стоимость.
Решением суда от 26.04.2004 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.07.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить указанные судебные акты и отказать обществу в удовлетворении его требований, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями статей 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). По мнению подателя жалобы, общество не понесло реальных затрат по уплате налога поставщику, участвуя в схеме противоправного изъятия денежных средств из бюджета.
В судебном заседании представители налоговой инспекции поддержали доводы, изложенные в жалобе. Представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, считая, что решение суда и постановление апелляционной инстанции являются законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, общество представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2003 год, в которой предъявило к возмещению из бюджета сумму налога, уплаченную поставщику при приобретении товаров на внутреннем рынке.
По результатам камеральной проверки указанной декларации налоговая инспекция составила акт от 20.01.2004 и вынесла решение от 03.02.2004 N 15/1, отказав обществу в возмещении суммы налога из бюджета. Основанием для принятия названного решения послужил вывод налогового органа об отсутствии реальных затрат общества в связи с уплатой налога поставщику.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что общество выполнило формальные требования, предусмотренные статьями 171 и 172 НК РФ для получения права на возмещение налога из бюджета, и представило в налоговый орган соответствующие документы.
Между тем судебные инстанции не учли следующее.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Следовательно, необходимым условием применения налоговых вычетов и возмещения суммы налога из бюджета является осуществление налогоплательщиком реальных затрат на уплату налога, то есть уменьшение имущества (активов) налогоплательщика в результате уплаты суммы налога поставщику. При этом возмещение налога из бюджета служит формой компенсации указанных расходов налогоплательщика.
Изложенный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 20.02.2001 N 3-п, согласно которому под фактически уплаченными поставщикам суммами налога подразумеваются реально понесенные налогоплательщиком затраты (в форме отчуждения части имущества в пользу поставщика) на оплату начисленных поставщиком сумм налога.
Как установлено судебными инстанциями, общество приобрело товары у общества с ограниченной ответственностью "Гларус М" (далее - ООО "Гларус М") на основании договора купли-продажи от 12.09.2003 N 5/09, осуществив расчеты с поставщиком за счет заемных средств, привлеченных по договору займа от 24.09.2003, заключенному с обществом с ограниченной ответственностью "ЭЛЕККОМ" (далее - ООО "ЭЛЕККОМ"). Сумма займа обществом не возвращена.
В ходе камеральной проверки установлено, что денежная сумма, использованная обществом при расчетах с поставщиком, в течение одного операционного дня была предоставлена в качестве займа обществом с ограниченной ответственностью "Фраго Компани Лтд" (далее - ООО "Фраго Компани Лтд"), последовательно перечислена по счетам ряда организаций, поступила на счет ООО "ЭЛЛЕКОМ" и была возвращена на счет ООО "Фраго Компани Лтд". Счета всех участников указанной замкнутой цепочки расчетов открыты в одном банке. На начало и на конец операционного дня остатки по счетам общества и других участников расчетов остались неизменными.
При таких обстоятельствах налоговый орган сделал обоснованный вывод об отсутствии у общества материальных расходов, связанных с уплатой налога поставщику.
Кроме того, общество с начала своей деятельности в феврале 2003 года иных операций, кроме сделок, связанных с возмещением налога из бюджета, не осуществляло, выручка от покупателя товаров обществу не поступила, рентабельность продаж отсутствует.
Следовательно, действия общества, повлекшие предъявление суммы налога к возмещению из бюджета, не имеют реальной экономической цели и не могут быть признаны добросовестными.
Указанные обстоятельства, установленные налоговым органом, общество не опровергло, поэтому у судов отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 26.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 16.07.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-12586/04 отменить.
В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Серебряный лев" отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Серебряный лев" в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в судах апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Л.Т. Эльт |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 октября 2004 г. N А56-12586/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника