Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 ноября 2004 г. N А66-4155-04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шпачевой Т.В., судей Казанцевой Р.В. и Нефедовой О.Ю.,
рассмотрев 22.11.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АЗС-Экспресс" на решение от 15.06.04 (судья Рощина С.Е.) и постановление апелляционной инстанции от 18.08.04 (судьи Кожемятова Л.Н., Орлова В.А., Пугачев А.А.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-4155-04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АЗС-Экспресс" (далее - Общество) обратилось в Центральный районный суд города Твери с жалобой о незаконном привлечении его к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), заявив требование об отмене постановления Управления милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства УВД Тверской области (далее - Управление) от 22.04.04 N 247 по делу об административном правонарушении.
Определением районного суда от 11.05.04 данная жалоба направлена по подведомственности в Арбитражный суд Тверской области.
Решением суда от 15.06.04 в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления Управления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.08.04 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, ссылаясь на их необоснованность, и прекратить производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено оспариваемое постановление контролирующего органа.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Общество и Управление о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной Управлением 18.03.04 в принадлежащем Обществу магазине "Продукты", расположенном по адресу: Тверская область, Калининский район, автодорога Москва-Санкт-Петербург, 162 км. + 450 м. вправо, установлено, что розничная продажа алкогольной продукции в данной торговой точке осуществлялась без установленных документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции на территории Российской Федерации.
Выявленные нарушения зафиксированы в протоколе осмотра от 18.03.04. Управлением составлен протокол изъятия реализуемой алкогольной продукции и вынесено определение от 18.03.04 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, а 01.04.04 в присутствии законного представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении N 401193/1270.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, Управлением вынесено постановление от 22.04.04 N 247 о привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП и взыскании штрафа в размере 30 000 руб. за не предъявление сертификатов соответствия и справок к грузовой таможенной декларации на указанные в данном постановлении виды алкогольной продукции, которая имелась в ассортименте магазина для продажи в момент проверки, а также за отсутствие возможности у покупателей в наглядной и доступной форме ознакомится с правилами продажи алкогольной продукции и с соответствующей информацией на русском языке о реализуемой в магазине импортной алкогольной продукции. Изъятая алкогольная продукция возвращена законному владельцу.
Считая незаконным привлечение к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой и апелляционной инстанций, установив, что порядок привлечения к административной ответственности Управлением не нарушен, пришел к выводу о доказанности факта совершения Обществом административного правонарушения.
В кассационной жалобе Общество ссылается на то, что поскольку все необходимые документы в ходе проверки были предъявлены, оснований для привлечения его к административной ответственности ни по части 2, ни по части 3 статьи 14.16 КоАП не имелось.
Кассационная инстанция не может согласиться с доводами жалобы.
Частью 2 статьи 14.16 КоАП предусмотрена ответственность за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товарно-транспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товарно-транспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующей установленным законом требованиям.
Частью 3 выше названной нормы предусматривается ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В данном случае Обществу вменено не представление документов, подтверждающих легальность алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно пункту 6 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.96 N 987 (далее - Правила), продавец алкогольной продукции обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товаре и его изготовителе, обеспечивающую возможность правильного выбора алкогольной продукции, а также иметь оформленные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, копию справки к товарно-транспортной накладной или копию справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции. Указанная документация должна быть представлена покупателю по его требованию.
Аналогичные требования установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1996 N 435, утвердившим Порядок доведения до потребителей информации о происхождении алкогольной и табачной продукции иностранного производства (далее - Порядок) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.97 N 1019, утвердившим Перечень документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Российской Федерации (далее - Перечень).
Согласно пункту 3 Перечня и пункту 5 Порядка при реализации товара в розницу собственник товара обязан предъявить по первому требованию покупателя или контролирующего органа копию справки к товарно-транспортной накладной, заверенную его печатью и печатью предыдущего собственника товара, копию справки к грузовой таможенной декларации с оригиналами оттисков cго печати и печати предыдущего собственника товара. В том случае, если товар реализуется собственником товара через принадлежащую ему розничную торговую сеть, каждая торговая точка по продаже товара должна иметь копию справки, заверенную печатью собственника товара.
Факт отсутствия в момент проверки торговой точки необходимых товарно-транспортных документов и сертификатов соответствия на реализуемую алкогольную продукцию подтвержден материалами дела и не оспаривается Обществом. Не предъявление этих документов образует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 14.16 КоАП.
Доводы Общества о том, что им были приняты все меры по соблюдению правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежат отклонению.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от нега меры по их соблюдению. Согласно пункту 1 Правил под продавцом понимается организация независимо от организационно-правовой формы. Следовательно, Общество как продавец обязано было предпринять все зависящие от него меры по соблюдению правил торговли алкогольной продукцией.
При указанных обстоятельствах арбитражным судом обоснованно отказано в удовлетворении заявления Общества, оспаривавшего привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 15.06.04 и постановление апелляционной инстанции от 18.08.04 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-4155-04 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АЗС-Экспресс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В.Шпачева |
О.Ю.Нефедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 ноября 2004 г. N А66-4155-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника