Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 сентября 2001 г. N 2146
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 апреля 2002 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коробова К.Ю.,
судей Кустова А.А. и Чертилиной З.А.,
при участии от ЦНИИМа Шелухина А.Ф. (доверенность от 24.09.2001), Чугаева В.М. (доверенность от 10.03.99), от департамента финансов администрации Тверской области Давиденко Н.В. (доверенность от 11.07.2001), администрации Тверской области Михайлова С.Г. (доверенность от 25.04.2001),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центрального научно-исследовательского института инновационных проблем и маркетинга в АПК (Москва) на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Тверской области от 16.05.2001 по делу N 2146 (судья Попов А.А.),
установил:
Государственное учреждение "Центральный научно-исследовательский институт инновационных проблем и маркетинга в АПК" (далее - ЦНИИМ) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к департаменту финансов администрации Тверской области (далее - департамент финансов) и администрации Тверской области о взыскании с ответчиков в порядке субсидиарной ответственности 4.947.766 руб. 04 коп. долга за выполненные работы по договору от 06.02.97 N 54.
До принятия решения по делу истец уточнил свои исковые требования и просил взыскать 4.948.807 руб. 71 коп. долга за счет казны Тверской области в лице департамента финансов.
Решением от 16.05.2001 в иске к казне Тверской области отказано со ссылкой на статью 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в отношении администрации Тверской области производство по делу прекращено со ссылкой на пункт 2 статьи 85 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе ее податель просит решение отменить и принять новое решение о взыскании за счет казны Тверской области в лице департамента финансов 4.947.766 руб. 04 коп. долга и 563.541 руб. 67 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, полагая, что решение противоречит гражданскому законодательству, в соответствии с которым за учреждение, не способное самостоятельно выполнить свои обязательства по гражданско-правовой сделке, должен нести ответственность его учредитель. В данном случае таким субъектом субсидиарной ответственности является субъект Российской Федерации - Тверская область в лице своего финансового органа - департамента финансов.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 30.05.2000 по делу N 1704 по спору, в котором участвовали ЦНИИМ, администрация Тверской области и департамент финансов, с администрации Тверской области в пользу ЦНИИМа взыскано 4.500.000 руб. долга в связи с неисполнением администрацией области своих обязательств по договору от 06.02.97 N 54 и 563.541 руб. 67 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
В рамках исполнительного производства по делу N 1704 с администрации Тверской области в пользу истца взыскано 114.733 руб. 96 коп., а постановлением судебного пристава-исполнителя от 11.05.2001 исполнительный лист по делу N 1704 возвращен ЦНИИМу в связи с отсутствием денежных средств на расчетных счетах должника.
Именно это обстоятельство и явилось основанием для обращения ЦНИИМа в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании долга в порядке статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации с субсидиарного должника (Тверской области) в лице его финансового органа - департамента финансов за счет казны области.
Отказывая в иске к субсидиарному должнику арбитражный суд сослался на статью 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не позволяющую обращать взыскание на бюджетные средства в порядке субсидиарных обязанностей собственника по долгам созданным им учреждений.
Статья 1 главы 1 части первой Бюджетного кодекса Российской Федерации раскрывает существо правоотношений, регулируемых вышеуказанным кодексом. Данный законодательный акт устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
В настоящем случае спор носит не бюджетный, а гражданско-правовой характер. Предметом иска является субсидиарная ответственность собственника по долгам созданного им учреждения, образовавшимся в результате неисполнения последним своих обязательств по гражданско-правовой сделке.
Кроме того, правоотношения сторон, связанные с возникновением обязательств, вытекающих из договора от 06.02.97 N 54, возникли до введения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах ссылку арбитражного суда на статью 239 вышеуказанного кодекса нельзя признать обоснованной, в связи с чем решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 16.05.2001 по делу N 2146 отменить. Дело передать на новое рассмотрение вышеназванного арбитражного суда.
Председательствующий |
К.Ю. Коробов |
З.А. Чертилина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 сентября 2001 г. N 2146
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника