Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 ноября 2004 г. N А56-14006/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю.,
судей Коробова К.Ю. и Шпачевой Т.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Коротя В.Н. (доверенность от 29.12.2003 N 11/3-242),
рассмотрев 24.11.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.07.2004 по делу N А56-14006/04 (судья Дудина О.Ю.),
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Ленинградский мачтопропиточный завод" (далее - Завод) и обществу с ограниченной ответственностью "Минотис" (далее - ООО "Минотис") о взыскании платы за пользование вагонами в размере 181 698 руб. 48 коп. и штрафа за задержку вагонов в сумме 555 600 руб.
Решением от 28.07.2004 с ООО "Минотис" в пользу ОАО "РЖД" взыскано 181 698 руб. 48 коп. платы за пользование вагонами и штраф за задержку вагонов в размере 555 600 руб.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит изменить решение от 28.07.2004 в связи с нарушением судом норм материального права и взыскать 555 600 руб. штрафа за задержку вагонов с Завода.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
ООО "Минотис" и Завод о времени и месте слушания дела извещены, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 20.06.2002 между правопредшественником ОАО "РЖД" - федеральным государственным унитарным предприятием "Октябрьская железная дорога" и Заводом заключен договор N 58/02, связанный с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути при станции Пелла Октябрьской железной дороги с подачей и уборкой вагонов локомотивом владельца. Из параграфа 5 договора следует, что сдаваемые на железнодорожный путь вагоны подаются локомотивом железной дороги на выставочные пути N 5, 7 станции Пелла, а дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца. Возвращаемые с железнодорожного подъездного пути вагоны доставляются локомотивом владельца на выставочные пути N 5, 7 станции Пелла. Параграфом 10 данного договора установлено, что на железнодорожном подъездном пути технологические сроки оборота вагонов для вагонов с одной операцией составляют 5,3 часа, а на слив грузов из цистерн - 2,0 часа на группу вагонов, установленных на месте слива (к этому сроку добавляется 1,5 часа на маневровую работу).
Из материалов дела видно, что 11.03.2003 между Заводом (владелец пути, пользователь пути) и ООО "Минотис" (грузовладелец) заключено соглашение на подачу и уборку вагонов на железнодорожный подъездной путь. В соответствии с условиями соглашения владелец железнодорожного пути предоставляет на своем подъездном пути место для погрузки (выгрузки) вагонов грузовладельца вместимостью 2 физических вагона для выполнения операций по погрузке и (или) выгрузке вагонов грузовладельца. Пунктом 6 данного соглашения установлено, что грузовладелец обязан производить операции по погрузке и (или) выгрузке вагонов в сроки, определенные договором от 20.06.2002 N 58/02 в соответствии с технологическим временем.
В случае занятия грузовладельцем вагонов парка Министерства путей сообщения Российской Федерации под выгрузкой свыше 24-х часов, в соответствии со статьями 65, 114, 115 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации станция взыскивает с грузовладельца штраф за самовольное использование вагонов на основании выписываемых актов формы ГУ-23. Пунктом 8 соглашения стороны предусмотрели, что расчет по сборам за подачу и уборку вагонов, плате за пользование вагонами и прочим станционным сборам производит грузовладелец централизованно в Санкт-Петербургском технологическом центре по обработке перевозочных документов.
Согласно ведомостям подачи и уборки вагонов N 051037, 061042, 064046, 064047 в мае - июне 2003 года ОАО "РЖД" на подъездной путь Завода подавались прибывшие в адрес ООО "Минотис" вагоны.
ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, обосновывая свои требования статьями 39, 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Суд, принимая во внимание пункты 6, 8 соглашения от 11.03.2003, удовлетворил исковые требования со ссылкой на статью 60 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, взыскав плату за пользование вагонами в размере 181 698 руб. 48 коп. и штраф за задержку вагонов в размере 555 600 руб. с ООО "Минотис".
Кассационная инстанция не может согласиться с принятым судебным актом ввиду следующего.
Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" вступил в силу 19.05.2003.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Статьей 62 названного Устава предусмотрено, что вносимая в соответствии со статьей 39 Устава грузоотправителями, грузополучателями перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами в случае подачи их на железнодорожные пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов, контейнеров к месту погрузки, выгрузки грузов до момента получения перевозчиком от грузоотправителей, грузополучателей уведомления о готовности вагонов, контейнеров к уборке.
Владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, вносится перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами, которая исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцам железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути. При этом в оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест и установленное договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов. В этом случае грузоотправители, грузополучатели компенсируют владельцу железнодорожного пути необщего пользования перечисленную этим владельцем перевозчику плату.
Порядок передачи вагонов, контейнеров на железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные выставочные пути и их возвращения обратно, а также место такой передачи устанавливается договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов.
Частью шестой статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в порядке статьи 99 настоящего Устава.
В соответствии с частью второй статьи 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку вагонов сверх тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100, 101 Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
Статьей 100 указанного Устава установлен штраф в размере 0,2 минимального размера оплаты труда, который взыскивается перевозчиком с грузоотправителя, грузополучателя за каждый час простоя каждого вагона.
Принимая во внимание, что ведомости подачи и уборки вагонов, на которые истец ссылается как на доказательство своих требований в указанном объеме, подписаны без возражений, необходимо признать, что иск ОАО "РЖД" является обоснованным.
Однако из смысла названных норм следует, что условием для удовлетворения заявленных требований является наличие договорных отношений по поводу подачи и уборки вагонов либо эксплуатации железнодорожного пути и установления технологического срока оборота вагонов.
В связи с тем, что стороной по договору 20.06.2002 N 58/02 является Завод, заявленные ОАО "РЖД" требования подлежат удовлетворению за счет Завода, учитывая, что он является стороной по договору от 20.06.2002 N 58/02.
Удовлетворение судом требований ОАО "РЖД" за счет ООО "Минотис" со ссылкой на статью 60 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации неправомерно, так как соответствующие договорные отношения между истцом и ООО "Минотис" отсутствуют.
Таким образом, решение от 28.07.2004 подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.07.2004 по делу N А56-14006/04 отменить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Ленинградский мачтопропиточный завод" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога" плату за пользование вагонами в размере 181 698 руб. 48 коп., штраф за задержку вагонов в размере 555 600 руб., расходы по госпошлине по иску в размере 13 942 руб. 99 коп.
В иске к обществу с ограниченной ответственностью "Минотис" отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Ленинградский мачтопропиточный завод" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога" 6 078 руб. расходов по госпошлине по кассационной жалобе.
Председательствующий |
О.Ю.Нефедова |
Т.В.Шпачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 ноября 2004 г. N А56-14006/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника