Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 ноября 2004 г. N А56-13508/03
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 февраля 2004 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Эльт Л.Т., судей Асмыковича А.В. и Морозовой Н.А.,
при участии от Межрайонной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу Щепениковой М.Е. (доверенность от 08.06.2004 N 03-09/ДЗО), от открытого акционерного общества "Машиностроительный завод "Арсенал" Ботова В.П. (доверенность от 25.02.2004) и Рюминой В.Л. (доверенность от 25.02.2004),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу на решение от 21.04.2004 (судья Алешкевич О.А.) и постановление апелляционной инстанции от 19.08.2004 (судьи Бойко А.Е., Градусов А.Е., Спецакова Т.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-13508/03,
установил:
Открытое акционерное общество "Машиностроительный завод "Арсенал" (далее - общество) с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) от 21.03.2003 N 11-31/126.
Решением суда от 04.06.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.10.2003, заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.02.2004 указанные судебные акты отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением от 21.04.2004 суд удовлетворил заявление общества.
Постановлением апелляционной инстанции от 19..08.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты, принятые при новом рассмотрении дела, и отказать обществу в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, судебные инстанции неправильно применили подпункт 16 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), необоснованно сделав вывод о получении обществом бюджетного финансирования.
В отзыве на жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения, считая содержащиеся в ней доводы несостоятельными.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представители общества - в отзыве на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2001 по 30.04.2002. По результатам указанной проверки налоговой инспекцией составлен акт от 27.09.2002 N 31 и принято решение от 21.03.2003 N 11-31/126, на основании которого обществу доначислена сумма налога на добавленную стоимость, пени, а также применена ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
В ходе налоговой проверки установлено, что общество выступало соисполнителем опытно-конструкторских работ по договорам с заказчиками - федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс", центральным научно-исследовательским институтом "Гидроприбор", конструкторским бюро им. Фрунзе и другими. В отношении полученной от заказчиков выручки от реализации выполненных работ общество применяло льготу, предусмотренную подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ, не уплачивая налог на добавленную стоимость.
Принимая оспариваемое решение, налоговый орган сделал вывод о необоснованности применения обществом указанной льготы.
В соответствии с подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций.
Налоговый орган, не оспаривая фактическое выполнение обществом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, ведение обществом раздельного учета операций, в отношении которых заявлена льгота, а также наличие у общества надлежащих лицензий, считает недоказанным факт оплаты выполненных обществом работ за счет бюджетных средств.
Между тем в обоснование выделения указанных сумм оплаты из федерального бюджета общество представило справки заказчиков о финансировании договоров за счет бюджетных средств, уведомления головных (государственных) заказчиков о том, что источником средств для оплаты выполненных обществом работ являются бюджетные ассигнования, и другие доказательства.
Ссылка налогового органа на то, что у общества отсутствует лицевой счет в органах федерального казначейства и что выручка за выполненные работы зачислена на расчетный счет общества, не основана на нормах права.
В соответствии с Инструкцией о порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнения расходов федерального бюджета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.99 N 106н (действовавшей в проверенный период), установленный ей порядок открытия лицевых счетов предусмотрен в отношении прямых получателей средств федерального бюджета.
Согласно статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств - бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Как следует из материалов дела, основанием для получения обществом средств в оплату выполненных работ служили гражданско-правовые договоры, а не бюджетная роспись. Налоговый орган также не представил сведений о включении общества в состав получателей бюджетных средств согласно росписи средств федерального бюджета.
Между тем подпункт 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ связывает право на предусмотренную им налоговую льготу не с наличием статуса получателя бюджетных средств, а с источником формирования средств, поступивших налогоплательщику в оплату выполненных работ.
Обстоятельства поступления обществу бюджетных средств исследованы судами обеих инстанций, нашли отражение в обжалуемых судебных актах и у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для их переоценки.
При таких обстоятельствах решение суда и постановление апелляционной инстанции следует признать законным и не подлежащим отмене.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 21.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 19.08.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-13508/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Т.Эльт |
А.В.Асмыкович
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 ноября 2004 г. N А56-13508/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника