Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 декабря 2004 г. N А05-9036/04-9
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Бухарцева С.Н., Корпусовой О.А.,
рассмотрев 28.12.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.09.04 по делу N А05-9036/04-9 (судья Меньшикова И.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Даммерс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными требований Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - инспекция) N 03-15/3865, 03-15/3866, 03-15/3867 об уплате единого социального налога (далее - ЕСН) и пеней по состоянию на 29.04.04.
Решением суда от 14.09.04 заявленные обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и принять новое решение. По мнению подателя жалобы правомерно выставлены требования на уплату авансовых платежей по ЕСН в IV квартале 2003 года после сдачи декларации и наличия недоимки по итогам 2003 года и помесячно начислены пени.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального права, считает, что жалоба подлежит частичному удовлетворению.
Как следует из материалов дела, инспекция на основании статей 45 и 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) направила обществу требования N 03-15/3865, 03-15/3866, 03-15/3867 об уплате ЕСН и пеней по состоянию на 29.04.04 с предложением погасить задолженность в срок до 02.06.04.
Считая требования инспекции незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
По мнению общества, требования подлежат признанию недействительными, поскольку они выставлены на уплату авансовых платежей по 4 кварталу 2003 года и помесячно начислены пени, чем нарушены статьи 240, 243 НК РФ. Кроме того считает, что требования приняты с нарушением абзаца 1 статьи 70 НК РФ.
Судом требования общества удовлетворены со ссылкой на неправомерность выставления инспекцией требований на уплату авансовых платежей по 4 кварталу 2003 года после сдачи декларации по итогам года и начисления помесячно пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей.
Согласно статье 75 НК РФ пенями признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 243 НК РФ в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
В соответствии с положениями статей 52-55 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, - отчетного) периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период.
Согласно статье 240 НК РФ отчетным периодом по ЕСН признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии с пунктом 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные статьей 75 НК РФ, взыскиваются с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 названного Кодекса.
Следовательно, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность взыскания с налогоплательщика пеней за нарушение сроков уплаты авансовых платежей только по налогам, исчисляемым расчетным путем вне привязки к реальным финансовым результатам деятельности налогоплательщика и уплачиваемым в течение налогового периода.
Из расчета пеней (приложения к решению налогового органа) следует, что пени начислены за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу.
Поскольку из положений налогового законодательства следует, что налогоплательщик подводит итоги своей деятельности и определяет налоговую базу по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев, года, начисление налоговой инспекцией пеней, установленных статьей 75 НК РФ, за нарушение сроков уплаты ежемесячных авансовых платежей не основано на нормах налогового законодательства. В данном случае пени могли исчисляться по итогам отчетного периода - года, с 15.04.04.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что судебный акт в части признания недействительными требований об уплате пеней соответствует действующему законодательству, а следовательно, оснований для его отмены в данной части не имеется.
Кассационная инстанция считает, что судом инстанции неправильно применены нормы материального права в части признания недействительными требований инспекции об уплате недоимки по ЕСН.
Из материалов дела следует, что 11.02.04 обществом сдана налоговая декларация за 2003 год по ЕСН.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога (сбора) является основанием для применения мер принудительного исполнения этой обязанности, которые предваряет направление налоговым органом требования об уплате налога (сбора).
В силу статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Порядок исчисления и уплаты ЕСН налогоплательщиками-работодателями установлен статьей 243 НК РФ. Согласно указанной норме по итогам отчетного периода налогоплательщики производят исчисление авансовых платежей по налогу, сумма авансового платежа определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей, а их уплата производится ежемесячно. Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за налоговый период, и суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
При этом база для начисления авансовых платежей по налогу определяется по каждому отдельному работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом (пункт 2 статьи 237 НК РФ).
Следовательно, суммы авансовых платежей по ЕСН не являются окончательными и подлежат корректировке по итогам отчетных периодов и налогового периода в целом.
Необходимо также учитывать, что согласно статье 241 НК РФ ставки налога рассчитываются нарастающим итогом с начала года и при этом применяется регрессивная процентная ставка, которая исходя из расчета применена инспекцией. Окончательно база для исчисления единого социального налога и процентная ставка определяются по итогам года.
Поскольку обществом была представлена налоговая декларация за 2003 год, то инспекция имела сведения о фактически уплаченных суммах налога на дату выставления требований, поэтому при наличии недоимки вправе была выставить требование об уплате задолженности по налогу по итогам налогового периода. Факт выставления трех требований по итогам налогового периода с разбивкой недоимки помесячно в IV квартале 2003 года не нарушает прав общества и является формальным нарушением, не влекущим признание недействительным требований об уплате налога.
Согласно статье 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Несоблюдение указанного срока не лишает налоговый орган права на взыскание налога и пеней в пределах общих сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, но и не влечет изменения порядка их исчисления. Названный срок не является пресекательным и не связывается с прекращением обязанности по уплате налога. Требование является досудебным урегулированием спора. Нарушение срока выставления требования не является основанием для признания его недействительным.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.09.04 по делу N А05-9036/04-9 отменить в части признания недействительными требований Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску от 29.04.04 N 03-15/3865, 03-15/3866, 03-15/3867 об уплате недоимки по единому социальному налогу.
В этой части в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Даммерс" отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий |
Л.В.Блинова |
О.А.Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 декабря 2004 г. N А05-9036/04-9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника