Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 декабря 2004 г. N А56-3287/04
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 февраля 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Бухарцева С.Н., Корпусовой О.А.,
при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга Лебедева В.А. (доверенность от 06.09.04 N 15/19714), от федерального государственного унитарного предприятия "175 Центральное конструкторское технологическое бюро ВМФ" Кузнецовой Г.В. (доверенность от 14.12.04), Краснобоярова Г.Г. (доверенность от 14.12.04),
рассмотрев 14.12.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга на решение от 08.04.04 (судья Пилипенко Т.А.) и постановление апелляционной инстанции от 20.09.04 (судьи Дроздов А.Г., Градусов А.Е., Цурбина С.И.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-3287/04,
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с федерального государственного унитарного предприятия "175 Центральное конструкторское технологическое бюро ВМФ" (далее - предприятие) задолженности по страховым взносам и пеней в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Решением суда от 08.04.04 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции решение оставлено без изменений.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом положений части 3 статьи 44 и статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также статей 9 и 10 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ).
В судебном заседании представитель инспекции поддержал кассационную жалобу, а представители предприятия возражали против ее удовлетворения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального права, находит, что дело следует передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела, отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области передана в инспекцию задолженность по страховым взносам по состоянию на 01.01.01. Согласно двухстороннему акту сверки плательщика с отделением Пенсионного фонда Российской Федерации за предприятием числится задолженность в размере 345 383 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в том числе 284 215 руб. по взносам, 61 168 руб. по пеням.
На основании указанного акта налоговый орган в адрес налогоплательщика направил требования от 29.11.01 N 0114007913 с предложением об уплате указанной задолженности в срок до 08.12.01, от 02.08.02 N 0221011454 со сроком исполнения до 12.08.02.
Согласно статье 9 Закона от 05.08.2000 с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ). Таким образом, в пределах своей компетенции налоговым органом были направлены требования об уплате страховых взносов, пеней.
10.01.02 в отношении предприятия было принято решение о реструктуризации задолженности по страховым взносам, штрафам, пеням.
22.05.02 принято решение N 16-ЕСН/28 об отмене реструктуризации.
Прекращение действия решения о реструктуризации является правовым основанием для направления плательщику требования в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Кодексом.
Однако установленный статьей 70 НК РФ срок направления требования не является пресекательным и не препятствует налоговым органам осуществлять действия по взысканию недоимки, поскольку требование - это промежуточный этап в процедуре взыскания налога.
Конституционная обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы не может быть прекращена нарушением должностным лицом налогового органа сроков, установленных статьей 70 НК РФ, тем более что пункт 3 статьи 44 НК РФ не содержит такого основания для прекращения обязанности по уплате налога.
В то же время указанный срок входит составной частью при определении предельных сроков взыскания недоимок по налогам и не влечет изменения порядка исчисления общего срока на принудительное взыскание налогов и пеней.
Инспекцией должен быть соблюден пресекательный срок, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ для бесспорного взыскания задолженности по обязательным платежам, что подтверждается абзацем 4 пункта 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании налога в бесспорном порядке принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.
По данному делу инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании задолженности, пеней.
Фактически, после отмены реструктуризации предприятию направлены требования от 02.08.02 N 0221011454 со сроком уплаты до 12.08.02 и от 04.01.03 N 0308015150 со сроком исполнения до 14.01.03.
Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено неоднократное направление налогоплательщику требований по уплате налогов и пеней за один и тот же налоговый период, поскольку такие действия налогового органа влекут изменение установленных статьей 70 НК РФ сроков направления таких требований.
Данные обстоятельства не исследовались судом при принятии решения. Суд не проверил соблюдение налоговым органом срока обращения в суд с учетом требования, выставленного после отмены реструктуризации.
Как следует из отзыва предприятия, задолженность по страховым взносам и пеням погашена полностью. Инспекция ссылается на наличие задолженности в сумме 63 682 руб. 68 коп. Судом сверка расчетов не назначалась.
При расчете пеней следует учесть, что пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.01 N 699 предусмотрено, что реструктуризации подлежит задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 01.01.01, но не более размера задолженности по состоянию на первое число месяца, в котором подано заявление о предоставлении права на реструктуризацию. Данной нормой установлен период, в пределах которого производится реструктуризация задолженности.
В соответствии с пунктом 6 Правил по применению Порядка проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 11.10.01 N БГ-3-05/397, установлено, что начисление пеней на сумму реструктурируемой задолженности прекращается со дня принятия налоговым органом решения о реструктуризации.
Согласно статье 105 Бюджетного кодекса Российской Федерации под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
В соответствии с пунктом 2 статьи 57, пунктом 3 статьи 75 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени, начисляемые за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Следовательно, период с 10.01.02 по 22.05.02 не является просрочкой, поскольку задолженность была реструктуризирована по состоянию на 01.01.01 и погашалась в соответствии с графиком, согласованным с налоговой инспекцией.
Таким образом, в связи с тем, что решением о реструктуризации фактически изменены сроки уплаты образовавшейся на 01.01.01 недоимки по страховым взносам во внебюджетные фонды, то невозможно начисление пеней на сумму недоимки за период с 01.01.01 после принятия решения о реструктуризации за период до момента принятия решения о реструктуризации.
Поскольку решение вынесено по недостаточно исследованным материалам дела, то оно подлежит передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационная инстанция в силу ограничения полномочий, содержащегося в статье 286 и части второй статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не вправе давать оценку доказательствам по делу, не исследованным судом первой и апелляционной инстанций.
Поэтому при новом рассмотрении суду следует проверить соблюдение налоговым органом срока на обращение в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и пеней с учетом принятия решения о реструктуризации и требований после отмены реструктуризации, предложить сторонам произвести сверку расчетов с учетом сумм, уплаченных предприятием добровольно и взысканных инспекцией в бесспорном порядке, оценить доводы лиц, участвующих в деле, и принять обоснованное решение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 08.04.04 и постановление апелляционной инстанции от 20.09.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-3287/04 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 декабря 2004 г. N А56-3287/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника