Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 января 2005 г. N А52/3915/2004/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д., Клириковой Т.В.,
рассмотрев 11.01.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову на решение Арбитражного суда Псковской области от 06.09.2004 по делу N А52/3915/2004/2 (судья Радионова И.М.),
установил:
Открытое акционерное общество "Псковвтормет" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову (далее - Инспекция), выразившегося в непринятии решения о выплате Обществу 133 608 руб. процентов за несвоевременный возврат 2 722 894 руб. налога на добавленную стоимость за май 2003 года, и обязании Инспекции принять такое решение.
Решением суда от 06.09.2004 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает на отсутствие оснований для выплаты процентов за несвоевременный возврат заявителю 2 722 894 руб. налога на добавленную стоимость за май 2003 года, поскольку решение об отказе Обществу в возмещении этой суммы налога вынесено налоговым органом в течение установленного пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) срока, то есть не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком декларации и соответствующих документов.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 13.11.2003 Общество представило в Инспекцию уточненную декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за май 2003 года, в которой предъявило к возмещению 2 722 894 руб. налога.
В подтверждение обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов Общество представило в налоговый орган документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ.
По результатам камеральной проверки декларации и документов Инспекция приняла решение от 13.02.2004 N 18-07/200 об отказе Обществу в возмещении 2 722 894 руб. налога на добавленную стоимость за май 2003 года.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Псковской области от 30.04.2004 по делу N А52/837/2004/2 решение Инспекции от 13.02.2004 N 18-07/200 признано недействительным и на налоговый орган возложена обязанность возместить Обществу 2 722 894 руб. налога на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года путем возврата на его расчетный счет.
Во исполнение решения суда Инспекция по заключению от 12.07.2004 N 9135 осуществила возврат Обществу указанной суммы налога только 14.07.2004 (платежное поручение от 14.07.2004 N 246), то есть позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации по экспортным операциям за май 2003 года и документов, перечисленных в статье 165 НК РФ.
Поскольку в нарушение пункта 4 статьи 176 НК РФ налоговый орган возвратил заявителю сумму налога на добавленную стоимость без начисленных на нее процентов за несвоевременный возврат налога, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции, выразившегося в непринятии решения о выплате Обществу 133 608 руб. процентов за несвоевременный возврат 2 722 894 руб. налога на добавленную стоимость за май 2003 года, и обязании Инспекции принять такое решение.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 4 статьи 176 НК РФ, удовлетворил требования Общества.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ налог на добавленную стоимость, уплаченный налогоплательщиком поставщикам приобретенных на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг (статья 171 НК РФ), в отношении экспортированных товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ) подлежит возмещению налоговым органом из бюджета не позднее трех месяцев, считая со дня представления отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Возмещение производится не позднее трех месяцев представления налогоплательщиком налоговой декларации по экспортным операциям и документов, перечисленных в статье 165 НК РФ. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
В абзаце десятом пункта 4 статьи 176 НК РФ указано, что налоговый орган обязан принять решение о возврате сумм налога из бюджета не позднее последнего дня трехмесячного срока и в тот же срок направить это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.
Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. Если такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.
Как видно из материалов дела, Инспекция в установленный пунктом 4 статьи 176 НК РФ срок приняла решение от 13.02.2004 N 18-07/200 об отказе Обществу в возмещении из бюджета 2 722 894 руб. налога на добавленную стоимость за май 2003 года, однако вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Псковской области от 30.04.2004 по делу N А52/837/2004/2 названное решение налогового органа признано недействительным и на Инспекцию возложена обязанность возвратить Обществу указанную сумму налога.
Признание судом недействительным решения Инспекции об отказе налогоплательщику в возмещении налога из бюджета свидетельствует о неисполнении налоговым органом обязанности вынести в установленный срок законное и обоснованное решение.
Системное толкование норм Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе положений подпункта 1 пункта 1 статьи 32 НК РФ о безусловной обязанности налоговых органов соблюдать законодательство о налогах и сборах, позволяет сделать вывод о том, что в пункте 4 статьи 176 НК РФ речь идет только о законном и обоснованном решении налогового органа. Если вынесенное Инспекцией решение признано судом недействительным, это означает, что налоговым органом в установленный срок не принято решение, которое следовало принять, - решение о возмещении из бюджета указанной в декларации суммы налога.
В абзаце двенадцатом пункта 4 статьи 176 НК РФ указано, что при нарушении сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 НК РФ, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Из содержания этой нормы следует, что начисление процентов не зависит от причин нарушения установленных сроков возврата налога.
Проценты являются компенсацией потерь налогоплательщика за несвоевременный возврат из бюджета причитающихся ему денежных средств.
Из материалов дела видно, что просрочка возврата Обществу 2 722 894 руб. налога на добавленную стоимость за май 2003 года составляет 130 дней. Сумма процентов - 133 608 руб. налоговым органом не оспаривается, правильность ее расчета проверена судом.
Следовательно, законным является вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае Инспекция неправомерно не вынесла решения о выплате Обществу 133 608 руб. процентов за несвоевременный возврат 2 722 894 руб. налога на добавленную стоимость за май 2003 года.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы налогового органа.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 06.09.2004 по делу N А52/3915/2004/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 января 2005 г. N А52/3915/2004/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника