Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 января 2005 г. N А42-1042/04-11
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 марта 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Зубаревой Н.А., Шевченко А.В.,
при участии от Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Мурманской области Ананиной С.Е. (доверенность от 29.12.04 N 01-03-04-1061),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Мурманской области на решение от 05.05.04 (судья Сачкова Н.В. и постановление апелляционной инстанции от 07.10.04 (судьи Драчева Н.И., Посыпанко Е.Н., Бубен В.Г.) Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-1042/04-11,
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кольскому району Мурманской области, правопреемником которой является Межрайонная Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Мурманской области (далее - налоговая инспекция), обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с предпринимателя Штарк Любови Аркадьевны 123 178, 32 рублей единого налога на вмененный доход, 10 485, 18 рублей пеней и 24 635, 66 рублей штрафа.
Решением суда от 05.05.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.10.04, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление суда и направить дело на новое рассмотрение, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Штарк Л.А. просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Штарк Л.А. о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ее представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку соблюдения налогового законодательства Штарк Л.А. за период с 01.01.03 по 30.06.03, о чем составлен акт от 24.10.03 N 24. По результатам проверки вынесено решение от 17.11.03 N 21 о привлечении Штарк Л.А. к ответственности за совершение нарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, начислении единого налога на вмененный доход и пеней.
В ходе проверки налоговая инспекция посчитала, что Штарк Л.А., переведенная на уплату единого налога на вмененный доход, занизила подлежащий уплате налог в связи с тем, что в качестве физического показателя для исчисления суммы налога применяла торговое место, а не площадь торгового зала.
На территории Мурманской области единый налог установлен Законом Мурманской области от 18.11.02 N 367-01-ЗМО "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
В статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации приведены основные понятия, используемые в целях главы "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход".
В частности в этой статье определены следующие понятия:
- стационарная торговая сеть - торговая сеть, расположенная в специально оборудованных, предназначенных для ведения торговли зданиях (их частях) и строениях. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям. К данной категории торговых объектов относятся магазины, павильоны и киоски;
- площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей) - площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов;
- магазин - специально оборудованное стационарное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что налоговая инспекция не доказала, что используемые Штарк Л.А. помещения являются магазинами и имеют торговые залы.
Однако судом не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссыпается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что согласно договорам аренды предпринимателю предоставлены в аренду нежилые помещения, отвечающие признакам объектов стационарной торговой сети. В том числе в договорах от 14.03.03 N 35, от 03.12.02 N 287, от 01.12.02, от 24.04.02 N 229, от 25.12.02 N 21-2003, от 25.12.02 N 22-2003, от 25.12.03 N 23-2002 прямо указано, что помещения передаются для использования под магазин.
Поскольку в правоустанавливающих документах прямо указано, что помещения предоставляются под магазин, то именно на налогоплательщике лежит обязанность доказывания того, что арендуемые помещения не используются в качестве магазина. Никаких доказательств, подтверждающих этот факт, в материалах дела не содержится.
При этом судом не дано оценки протоколам осмотра помещения от 10.10.03 и 15.10.03 (листы дела 81-91 тома 1), из которых видно, что спорные помещения используются под магазин.
Не проверены судом и расчеты налоговой инспекции сумм доначисленных налога, пени и штрафа.
Следовательно, выводы, содержащиеся в решении и постановлении суда, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, что в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.
При новом рассмотрении суду следует оценить представленные сторонами доказательства и сделать обоснованный вывод о том, правомерно ли использовал налогоплательщик физический показатель торгового места, а не площади торгового зала. Также суду следует проверить правомерность начисления налоговой инспекцией сумм налога, пени и штрафа.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 05.05.04 и постановление апелляционной инстанции от 07.10.04 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-1042/04-11 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
Т.В.Клирикова |
А.В.Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 января 2005 г. N А42-1042/04-11
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника