Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 января 2005 г. N А42-827/04-6
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю.,
судей Коробова К.Ю. и Шпачевой Т.В.,
при участии от ОАО "РЖД" Мамукова А.Г. (доверенность от 29.12.2004), от ЗАО "Беломорская нефтебаза" Микрюкова С.А. (доверенность от 01.03.2004),
рассмотрев 12.01.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Октябрьской железной дороги на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.08.2004 по делу N А42-827/04-6 (судья Бутова Г.С.),
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала - Октябрьской железной дороги (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к закрытому акционерному обществу "Беломорская нефтебаза" (далее - Нефтебаза) о взыскании 473 076 руб. 96 коп. платы за пользование вагонами, являющимися собственностью грузоотправителя, за время нахождения их на попутной железнодорожной станции Чупа из-за несвоевременного приема грузополучателем 61 вагона (цистерны, поезд N 2018).
Решением от 16.08.2004 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить решение от 16.08.2004.
Податель жалобы ссылается на следующее: выводы суда не соответствуют обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам; суд неправильно применил нормы материального права.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Нефтебазы обратился с просьбой отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 04.10.2003 в 18 час. 01 мин. на станции Чупа Мурманского отделения Октябрьской железной дороги был задержан до 19 ч 28 мин 10.10.2003 поезд N 2018, состоящий из 61 цистерны с сырой нефтью со сроком доставки 04.10.2003. В качестве получателя груза в накладных N 63709829, 63709831, 63709843, 63709819, 84193370, 84193371 указана Нефтебаза.
ОАО "РЖД", ссыпаясь на то, что задержка поезда произошла по причине занятости фронта выгрузки на подъездных путях Нефтебазы, и руководствуясь статьями 39, 43 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Нефтебазы 473 076 руб. 96 коп. платы за пользование вагонами за 148 ч.
Суд отказал в удовлетворении иска, исходя из недоказанности заявленных ОАО "РЖД" требований.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила), при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя.
В акте указывается причина задержки в подаче вагонов, количество всех задержанных вагонов, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, а также их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию; время начала и окончания задержки вагонов; другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Пунктом 4.7 Правил предусмотрено, что основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения по факту задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно пункту 3.2.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 45, о составлении акта общей формы на оборотной стороне накладной в графе "Отметки перевозчика" делается отметка с указанием номера и даты составления акта общей формы, которая заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика.
В соответствии со статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или предпринимателей, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Судом установлено и следует из материалов дела, что акты общей формы от 04.10.2003 N 191, от 10.10.2003 N 195 (листы дела 19, 20) и экземпляры данных актов, направленные в адрес Нефтебазы, различаются по содержанию, в частности по количеству указанных накладных. Кроме того, названные акты общей формы подписаны разным составом лиц: в одном случае - с участием представителя Нефтебазы Григоренко Н.Б., отказавшейся от подписи, в другом случае акты подписаны без участия представителя Нефтебазы.
В накладных N 63709829, 63709831, 63709843, 63709819, 84193370, 84193371 в графе "Отметки перевозчика" отсутствует отметка с указанием номера и даты составления акта общей формы, заверенная подписью уполномоченного представителя перевозчика.
Доказательств занятости фронта выгрузки и наличия технологических затруднений, повлекших задержку цистерн с нефтью, прибывших в адрес Нефтебазы, в материалах дела не представлено.
Таким образом, ОАО "РЖД" в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказало обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований. Поэтому кассационная инстанция считает, что суд, всесторонне и полно изучив материалы дела и исследовав представленные доказательства, правомерно отказал в удовлетворении иска.
Основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.08.2004 по делу N А42-827/04-6 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Октябрьской железной дороги - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Т.В. Шпачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 января 2005 г. N А42-827/04-6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника