Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 января 2005 г. N А44-3861/04-СЗА
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2005 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шпачевой Т.В., судей Казанцевой Р.В. и Нефедовой О.Ю., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Северо-западный вектор" Львова В.В. (доверенность от 03.03.04),
рассмотрев 24.01.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Новгородской области на решение от 02.09.04 (судья Ларина И.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 12.10.04 (судьи Духнов В.П., Анисимова З.С., Бочарова Н.В.) Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-3861/04-СЗА,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Северо-западный вектор" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Новгородской области (далее - Инспекция) от 24.06.04 N 28 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Решением суда от 02.09.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.10.04, заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Суд исходил из того, что Общество как владелец пункта приема лома цветных металлов, не может быть субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП, поскольку при приемке металлолома от населения денежные средства выплачиваются физическим лицам, реализующим принадлежащие им отходы производства (металлолом), а покупателями этих отходов являются организации (индивидуальные предприниматели), которые реализацией товаров не занимаются, никаких услуг не оказывают. Кроме того, судом установлено, что в данном случае Обществом выдан приемосдаточный акт, который может рассматриваться в качестве бланка строгой отчетности.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказать. Податель жалобы считает, что при расчете со сдатчиками металлолома должна использоваться контрольно-кассовая техника.
Представитель Общества просил в удовлетворении жалобы отказать.
Инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, однако ее представитель в судебное заседание не явился.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 11.06.04 Инспекцией проведена проверка соблюдения Обществом требований Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" от 22.05.03 N 54-ФЗ (далее - Закон) в принадлежащем ему пункте приема лома черных и цветных металлов, расположенном в поселке Любытино Новгородской области. По результатам проведенной проверки составлены в отношении Общества акт от 11.06.04 N 002770 и протокол об административном правонарушении от 21.06.04 N 000180.
На основании данного протокола и материалов проверки Инспекцией принято постановление от 24.06.04 N 28 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 14.5 КоАП в виде наложения штрафа в сумме 30 000 руб. за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники при приеме металлолома.
Считая незаконным привлечение к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с положениями статьи 14.5 КоАП продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа.
Суд, исследовав представленные в материалы дела доказательства, сделал правильный вывод о том, что отношения, возникающие при приеме Обществом металлолома от населения, носят иной характер, а именно купли-продажи, где Общество является покупателем, товары не реализует, не выполняет работы и не оказывает услуги. Денежные средства выплачиваются физическим лицам, осуществляющим продажу металлолома, покупателем которого является принимающее его лицо.
На основании пункта 11 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.01 N 370, прием лома и отходов цветных металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемо-сдаточного акта, который является документом строгой отчетности. В данном случае такой акт был составлен в двух экземплярах, один из которых получил сдатчик лома (л.д. 8).
При таких обстоятельствах суд правильно применил нормы материального права и отменил постановление Инспекции, сделав вывод об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП.
Приведенные в кассационной жалобе доводы аналогичны доводам, высказанным Инспекцией при рассмотрении дела, которым суд дал надлежащую оценку.
С учетом изложенного кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 02.09.04 и постановление апелляционной инстанции от 12.10.04 Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-3861/04-СЗА оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В.Шпачева |
О.Ю.Нефедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неприменение ККМ при реализации организациями товаров, выполнении работ или оказании услуг.
Налоговый орган полагает, что общество правомерно привлечено к ответственности по ст.14.5 КоАП РФ за неприменение ККМ при приеме лома цветных металлов от населения, т.к. при расчете со сдатчиками металлолома должна использоваться контрольно-кассовая техника. Общество считает, что не подлежит ответственности, т.к. лицам, сдающим металлолом, выдавались приемосдаточные акты, которые могут рассматриваться в качестве бланка строгой отчетности.
Исследовав материалы дела, суд сделал вывод, что оснований для привлечения общества к административной ответственности нет.
При этом отметил, что в отношениях, возникающих при приеме обществом металлолома от населения, общество товары не реализует, работы не выполняет и услуги не оказывает. Денежные средства выплачиваются физическим лицам, которые осуществляют продажу своего металлолома, покупателем которого является общество.
Согласно п.11 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 370, прием лома и отходов цветных металлов осуществляется с обязательным составлением приемо-сдаточного акта на каждую партию лома, который является документом строгой отчетности. Суд установил, что в рассматриваемом случае акт был составлен и один из его экземпляров выдан сдатчику лома.
Учитывая вышеизложенное, суд поддержал позицию общества, решение и постановление апелляционной инстанции по делу оставил без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 января 2005 г. N А44-3861/04-СЗА
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника