Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 января 2005 г. N А56-19494/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округе в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Клириковой Т.В., Шевченко А.В.,
рассмотрев 18.01.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.10.2004 по делу N А56-19494/04 (судьи Звонарева Ю.Н., Петренко Т.И., Шульга Л.А.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с государственного учреждения "Управление государственного энергетического надзора по Ленинградской области" (далее - ГУ "Леноблгосэнергонадзор") 10 000 руб. штрафа, предусмотренного статьей 118 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за нарушение срока представления в налоговый орган сведений о закрытии двух банковских счетов.
Решением арбитражного суда от 15.06.2004 налоговому органу отказано в удовлетворении заявленных требований, в связи с тем, что на дату вынесения налоговой инспекцией решения о привлечении к налоговой ответственности ГУ "Леноблгосэнергонадзор" не существовало.
Суд апелляционной инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произвел замену ГУ "Леноблгосэнергонадзор" на Федеральное государственное учреждение "Управление государственного энергетического надзора по Балтийскому региону" Министерства энергетики Российской Федерации (далее - ФГУ "Балтгосэнергонадзор") и постановлением от 14.10.2004 отменил решение суда от 15.06.2004 на основании пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ. При этом суд указал, что решение принято судом в отношении реорганизованного юридического лица, с участием представителя ФГУ "Балтгосэнергонадзор", чье положение в процессе не было определено. Вместе с тем, суд отказал налоговому органу в удовлетворении заявленных требований, посчитав, что у ФГУ "Балтгосэнергонадзор" отсутствует обязанность по уплате налоговых санкции за ГУ "Леноблгосэнергонадзор", поскольку реорганизация последнего завершена до вынесения налоговым органом соответствующего решения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. По мнению налогового органа ФГУ "Балтгосэнергонадзор", являясь правопреемником ГУ "Леноблгосэнергонадзор" несет его обязанности, в том числе и по уплате налоговых санкций.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что 19.11.2003 и 24.11.2003 в Петроградском отделении N 1879 Северо-Западного банка Акционерного коммерческого Сбербанка Российской Федерации были закрыты текущие счета ГУ "Леноблгосэнергонадзор" N 40503810755200101501 и N 40503810455200101500, что подтверждается полученными налоговой инспекцией сообщениями банка от 20.11.2003 N 783503/100484 и от 25.11.2004 N 783503/100498.
Сообщения о закрытии счетов ГУ "Леноблгосэнергонадзор" представлены в налоговый орган ФГУ "Балтгосэнергонадзор" 13.01.2004.
Налоговая инспекция составила акт с налоговом правонарушении от 06.02.2004 N 05-15/2017, в котором отражен факт нарушения ГУ "Леноблгосэнергонадзор" десятидневного срока, установленного для письменного уведомления налогового органа с закрытии им двух банковских счетов.
Указанный акт направлен в адрес ГУ "Леноблгосэнергонадзор" 10.02.2004 с предложением представить в двухнедельный срок свои объяснения и возражения.
Возражения в установленный срок представлены не были.
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговая инспекция приняла решение от 24.02.2004 N 05-15/3019, о привлечении ГУ "Леноблгосэнергонадзор" к налоговой ответственности на основании статьи 118 НК РФ в виде взыскания 10 000 руб. штрафа.
В пункте 2 указанного решения налогоплательщику предложено уплатить сумму штрафа в срок до 05.03.2004.
Поскольку штраф в добровольном порядке уплачен не был, налоговая инспекция обратилась с заявлением о его принудительном взыскании в арбитражный суд.
Отказывая налоговому органу в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно руководствовался следующим.
Как следует из материалов дела ФГУ "Балтгосэнергонадзор" образовано 31.10.2003 в соответствии с приказами Минэнерго России от 20.12.2002 N 464 и от 22.07.2003 N 320 путем реорганизации в форме слияния ГУ "Леноблгосэнергонадзор" и ГУ "Петербурггосэнергонадзор".
Согласно пункту 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизаций в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. В данном случае ГУ "Леноблгосэнергонадзор" считается реорганизованным с 31.10.2003.
В соответствии с пунктом 1 статьи 107 Налогового кодекса Российской Федерации ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица.
Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 50 НК РФ исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям. На правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации.
При таких обстоятельствах суд правомерно пришел к выводу, что организация, утратившая статус юридического лица, не может быть привлечена к налоговой ответственности. В данном случае решением налогового органа от 24.02.2004 к налоговой ответственности привлечено реорганизованное ГУ "Леноблгосэнергонадзор", ему же направлено уведомление с рассмотрении материалов о налоговом правонарушении, несмотря на то, что сведения о закрытии счетов ГУ "Леноблгосэнергонадзор" были поданы ФГУ "Балтгосэнергонадзор" и заверены печатью вновь созданного юридического лица. Поскольку решение налогового органа от 24.02.2004 N 05-15/3019 о привлечении налогоплательщика к ответственности в виде штрафа в размере 10 000 руб. было принято после завершения реорганизации ГУ "Леноблгосэнергонадзор" и создания ФГУ "Балтгосэнергонадзор", последний не несет обязанности по уплате налоговых санкций за реорганизованное лицо.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для переоценки и отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.10.2004 по делу N А56-19494/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Зубарева |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 января 2005 г. N А56-19494/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника