Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 января 2005 г. N А42-10265/03-22
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Морозовой Н.А., Никитушкиной Л.Л., при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Бедретдиновой А.В. (доверенность от 29.12.04 N 11/5-58),
рассмотрев 25.01.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на определение Арбитражного суда Мурманской области от 28.09.04 по делу N А42-10265/03-22 (судья Спичак Т.Н.),
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Мурманской области, правопреемником которой является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Мурманской области (далее - Инспекция), обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о замене должника, Федерального государственного унитарного предприятия "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" (далее - ФГУП), на правопреемника - открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"").
Определением суда от 28.09.04 ФГУП заменено ОАО "РЖД".
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД", ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить определение от 28.09.04. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции не учел, что пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 27.02.03 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Закон N 29-ФЗ) предусмотрен порядок предъявления кредиторами требований к организациям федерального железнодорожного транспорта, имущество которых передается в уставный капитал ОАО "РЖД". Однако Инспекцией этот порядок не соблюден, что, как считает должник, исключает ссылку суда на положения статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Податель жалобы также ссылается на то, что налоговым органом не доказан факт передачи ОАО "РЖД" обязанностей по уплате 1 940 350 руб. 24 коп. пеней, а вывод суда о реорганизации ФГУП не основан на имеющихся в деле документах.
В дополнениях к кассационной жалобе должник указывает на то, что ОАО "РЖД" создано "путем учреждения вновь", а следовательно, вывод суда о том, что оно является правопреемником ФГУП, "противоречит законодательству, не соответствует обстоятельствам дела и опровергается имеющимися в деле документами". По мнению подателя жалобы, обязательства ФГУП по уплате пеней не могли быть включены в сводный передаточный акт от 30.09.03, поскольку решение суда вынесено 01.06.04, то есть после составления этого акта, а следовательно, правопреемником фактически является собственник имущества, Правительство Российской Федерации.
В отзыве Инспекция, считая доводы жалобы несостоятельными, просила оставить определение суда от 28.09.04 без изменения.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы основной и дополнительной жалоб.
Законность определения суда от 28.09.04 проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Мурманской области от 01.06.04 по настоящему делу с ФГУП взыскано 1 940 350 руб. 24 коп. пеней за несвоевременное перечисление в бюджет подоходного налога и налога на доходы физических лиц, а также 21 301 руб. 75 коп. госпошлины. Решение суда вступило в законную силу, и исполнительные листы от 19.07.04 направлены на принудительное исполнение.
Инспекция 30.08.04 обратилась в суд с заявлением о замене должника по названным исполнительным листам, ссылаясь на то, что ФГУП исключено из реестра юридических лиц, а ОАО "РЖД" является его правопреемником.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление налогового органа, указал, что ОАО "РЖД" является правопреемником ФГУП в силу положений законодательства о приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, а также законодательства о налогах и сборах.
Кассационная инстанция считает правильным вывод суда первой инстанции.
В соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 50 НК РФ исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.
В силу пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, предусмотренном статьей 11 названного Закона, со всеми изменениями в составе и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.
Как следует из статьи 2 Закона N 29-ФЗ, ОАО "РЖД" - единый хозяйствующий субъект, созданный в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта.
Согласно пунктам 2 и 4 статьи 4 названного Закона уставный капитал единого хозяйствующего субъекта формируется путем внесения в него имущества федерального железнодорожного транспорта. Формирование уставного капитала единого хозяйствующего субъекта осуществляется на основании сводного передаточного акта.
Обязанности и права по обязательствам организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, в отношении их кредиторов и должников передаются единому хозяйствующему субъекту на основе сводного передаточного акта в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 статьи 4 Закона N 29-ФЗ).
Кроме того, статьей 9.3 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 147-ФЗ) установлено, что правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов реорганизованного юридического лица его правопреемником (правопреемниками), предусмотренные пунктами 1, 2, 3, 9, 10 и 11 статьи 50 части первой НК РФ, применяются также при исполнении обязанности по погашению задолженности, образовавшейся в связи с неуплатой налогов, сборов, пеней и штрафов организациями федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в порядке приватизации в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте, этим хозяйствующим субъектом с даты утверждения сводного передаточного акта.
В соответствии с Законом N 29-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.03 N 585 учреждено ОАО "РЖД" и утвержден его устав, согласно которому Октябрьская железная дорога является филиалом ОАО "РЖД".
Созданное юридическое лицо 23.09.03 внесено в Единый государственный реестр юридических лиц, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 77 N 007105126.
Совместным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30.09.03 N 4557-р/6-р/884р утвержден сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД".
Кроме того, свидетельством Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28.05.04 подтверждается, что в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности ФГУП, имущественный комплекс которого внесен в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД".
Из приведенных положений законов и нормативных актов исполнительных органов следует, что ОАО "РЖД" образовано в результате особого способа приватизации имущества и обязательств организаций федерального железнодорожного транспорта и является правопреемником прав и обязанностей реорганизованного ФГУП.
В силу прямого указания в статье 9.3 Закона N 147-ФЗ на ОАО "РЖД" распространяются установленные абзацем первым пункта 2 статьи 50 НК РФ правила возложения на правопреемника обязанности по уплате пеней. Кроме того, на это прямо указано.
Кассационная инстанция считает несостоятельной ссылку ОАО "РЖД" на несоблюдение Инспекцией порядка предъявления кредиторами требований к организациям федерального железнодорожного транспорта, имущество которых передается в уставный капитал ОАО "РЖД".
Как следует из материалов дела, обязанность ФГУП по уплате пеней установлена решением налогового органа от 02.07.03 N 04/165, то есть до утверждения сводного передаточного акта (листы дела 26-28, том 1). Правомерность названного решения подтверждена решением Арбитражного суда Мурманской области от 01.06.04 по настоящему делу. В силу пункта 2 статьи 50 НК РФ ОАО "РЖД" обязано уплатить за ФГУП 1 940 350 руб. 24 коп. пеней независимо от того, были ли ему известны факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязанностей по перечислению в бюджет налогов до передачи имущества и составления сводного передаточного акта.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает определение суда от 28.09.04 законным и обоснованным, а жалобу ОАО "РЖД" - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Мурманской области от 28.09.04 по делу N А42-10265/03-22 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г.Кирейкова |
Л.Л.Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 января 2005 г. N А42-10265/03-22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника