Об изменениях настоящего постановления см. определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 апреля 2005 г.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 января 2005 г. N А56-30947/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Кузнецовой Н.Г., Малышевой Н.Н.,
при участии от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининскому району Санкт-Петербурга Карповец Е.С. (доверенность от 12.01.05 N -1/22),
рассмотрев 18.01.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.09.04 (судья Левченко Ю.П.) по делу N А56-30947/04,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининскому району Санкт-Петербурга (далее - Управление фонда) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью (далее - общество) "Бекар-Балт" 6 341 руб. штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда от 23.09.04 заявление Управления фонда удовлетворено частично. С общества взыскано 634 руб. 10 коп. В остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление фонда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда в части размера штрафа и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Управления фонда поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность оспариваемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, общество состоит на учете в управлении фонда в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию.
В результате проведения камеральной проверки своевременности представления, полноты и достоверности сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в обществе, управление фонда установило, что обществом не представлены указанные сведения за 2003 год.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице один раз в год, но не позднее 1 марта.
По результатам камеральной проверки управлением фонда принято решение от 19.05 N 13, в соответствии с которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде 6 341 руб. штрафа.
Общество не уплатило штраф в добровольном порядке, в связи с чем управление фонда обратилось с заявлением в суд.
Органы государственных внебюджетных фондов, в силу пункта 7 статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и, таким образом, при осуществлении налогового контроля обладают всеми правами и несут те же обязанности, что и налоговые органы.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), предусмотрена ответственность за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании, в том числе за нарушение страхователем срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФ РФ), неуплату (неполную уплату) сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий, несвоевременное сообщение лицом сведений, которые это лицо должно сообщить в орган ПФ РФ.
Как предусмотрено статьей 3 Закона N 167-ФЗ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет ПФ РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, страховые взносы, подлежащие уплате в ПФ РФ, являются индивидуально возмездными платежами, не включены в налоговую систему Российской Федерации и поэтому не могут быть признаны налогами.
Однако согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит в том числе из законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено названным федеральным законом.
Из указанных норм следует, что законодатель прямо распространил нормы законодательства о налогах и сборах на отношения по уплате взносов в ПФ РФ, не относящиеся к налоговым, в том числе на отношения, связанные с привлечением к ответственности по статье 27 Закона N 167-ФЗ и статье 17 Закона N 27-ФЗ.
Следовательно, процедура, общие условия и другие вопросы привлечения к ответственности за совершение названных нарушений регулируются НК РФ.
Общество, производящее выплаты физическим лицам, в силу пункта 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ и статьи 1 Закона N 27-ФЗ является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (пересчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, перечень которых приведен в указанной норме.
Факт непредставления обществом в установленный срок сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета за 2003 год, подтверждается материалами дела.
Согласно постановлению Конституционного суда Российской Федерации от 30.07.01 N 13-П "закрепляя нормы, направленные на обеспечение своевременного исполнения судебных и иных актов, федеральный законодатель вправе предусмотреть и санкции - в том числе штрафного характера - за их нарушение". Однако такого рода санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Размер штрафного взыскания - поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности - во всяком случае должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Нормой пункта 1 статьи 112 НК РФ предусмотрено право суда признать смягчающими ответственность иные, помимо установленных подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 112 НК РФ, обстоятельства, перечень которых не определен.
Согласно пункту 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 названного Кодекса. Пунктом 3 статьи 114 НК РФ предусмотрено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации за совершение налогового правонарушения.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 апреля 2005 г. в данном абзаце настоящего постановления исправлена опечатка
Кроме того, пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 Кодекса, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Кодекса уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Кодекса. Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств
В силу статей 112 и 114 НК РФ, статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мера ответственности за совершение конкретного налогового правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.
Суд первой инстанции, учел в качестве смягчающего обстоятельства нахождение директора общества в отпуске по уходу за ребенком до достижения 1,5 лет с окончанием отпуска 21.04.04 (заместителю директора права первой подписи не дали, вследствие чего отчетность не была подписана руководителем), снизил взысканные с него штрафные санкции в десять раз. Доводы жалобы направлены фактически на переоценку выводов суда в части снижения размера штрафа. Оснований для переоценки выводов суда у кассационной инстанции не имеется.
Кассационная инстанция считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу управления фонда - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.09.04 по делу N А56-30947/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В.Блинова |
Н.Н.Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 января 2005 г. N А56-30947/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 апреля 2005 г. в настоящем постановлении исправлена опечатка